«Транснефть» отказалась от идеи ЯНАО построить нефтепровод за 344 млрд рублей

Нецелесообразной назвали в «Транснефти» реализацию проекта властей Ямала по созданию арктического маршрута экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 40 млн тонн в год нефти, добываемой в Западной Сибири. Об этом, передает корреспондент Znak.com, на очередном заседании экспертного совета «Транснефти», в котором участвовал советник губернатора Ямала Виталий Караганов, заявил начальник управления стратегического развития компании Расим Мингазетдинов.

Он представил доклад на тему «Анализ поставки нефти трубопроводным транспортом по Северному морскому пути». Мингазетдинов сообщил, что «Транснефть» рассмотрела предложение руководства Ямало-Ненецкого автономного округа по созданию арктического маршрута экспорта в страны АТР до 40 млн тонн в год нефти, добываемой в Западной Сибири, которое связывают с завершением строительства морского порта Сабетта и созданием в Обской губе фарватера, обеспечивающего выход в море.

По его словам, загрузка данного маршрута предположительно обеспечивается за счет сокращения экспорта нефти в западном направлении на 40 млн тонн. Для создания маршрута предлагается использовать в реверсном режиме существующую трубопроводную систему Западно-Сибирского региона и строящийся магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе. В дополнение предлагается построить магистральный нефтепровод Заполярье – Обская губа протяженностью более 400 километров и морской нефтеналивной терминал с комплексом коммуникаций, обеспечивающих его круглогодичное функционирование.

По оценке «Транснефти», капитальные затраты на реализацию проекта со строительством морского терминала на правом берегу Обской губы в районе пункта Тадебе-Яха составят около 344 млрд рублей без учета строительства подводного перехода до порта Сабетта.

Мингазетдинов подчеркнул, что в 2016 году «Транснефть» вводит в эксплуатацию нефтепровод Заполярье – Пурпе, который обеспечит возможность приема в систему магистральных нефтепроводов нефти новых месторождений ЯНАО и севера Красноярского края с возможностью дальнейшей поставки как в восточном, так и в западном направлении. Однако основное его предназначение – это транспортировка для заполнения нефтепровода ВСТО. К 2020 году объем транспортировки по системе ВСТО составит 80 млн тонн в год.

Однако, отметил Расим Мингазетдинов, ресурсная база в Восточной Сибири не превышает 40 млн тонн в год, поэтому практически весь объем, который будет транспортироваться по нефтепроводу Заполярье – Пурпе будет направлен в ВСТО для обеспечения загрузки 80 млн тонн. «Таким образом, отвлечение этих объемов возможно только за счет сокращения порядка 40 млн тонн поставок в западном направлении», – указал он.

Кроме того, в «Транснефти» считают, что реализация проекта «полностью изменит картину» в Схеме нормальных (технологических) грузопотоков, утвержденной Минэнерго РФ. Отвлечение указанных объемов малосернистой нефти крайне негативно отразится на качестве нефти, в том числе поставляемой на НПЗ страны. «Поэтому в настоящее время «Транснефть» считает, что в среднесрочной перспективе реализация проекта нецелесообразна», – заключил Расим Мингазетдинов.

При этом он особо отметил, что стоит разделять предложения по арктической транспортировке западносибирской нефти от проекта развития Северного морского пути в целом, реализация которого имеет государственное значение.

Вопрос экспорта российской нефти Северным морским путем необходимо рассматривать после начала освоения прогнозируемых к открытию месторождений в северной части ЯНАО и на шельфе южной части Карского моря с проведением расчетов экономической целесообразности реализации проекта, подчеркнул Расим Мингазетдинов.

В свою очередь, заместитель вице-президента – директор департамента учета и планирования грузопотоков «Транснефти» Игорь Кацал пояснил, что значительные сложности в реализации предлагаемого проекта связаны с методологической составляющей. Так, в отличие от газопроводной системы, в системе нефтепроводов транспортируется «широкая палитра» углеводородов, а не монопродукт, как, например, природный газ. Существующая Схема нормальных (технологических) грузопотоков предусматривает формирование сортов нефти в количестве более 20 для внутреннего рынка и шесть экспортных потоков. Поэтому любое серьезное перенаправление или отвлечение больших объемов повлечет за собой изменение качественного состава сортов нефти, которые уже сформированы. Игорь Кацал подчеркнул, что административно принять такое решение без изучения последствий компания не может. Необходимо проанализировать готовность российской переработки и экспортных направлений к возможному изменению качества.

В заключение заседания экспертного совета вице-президент «Транснефти» Сергей Андронов подчеркнул, что как логистический маршрут Северный морской путь очень важен и его использование возможно для транзита грузов третьих стран, а также для перевозки грузов с газовых проектов, реализуемых в регионе. Что же касается создания нового нефтяного маршрута в Арктике, то после тщательного и всестороннего анализа, по его мнению, можно рассмотреть возможность транспортировки части объемов с шельфа через систему «Транснефти». «Проект нужно считать очень взвешенно, потому что сейчас не время для сооружения инфраструктурных «памятников», чтобы они впоследствии простаивали», – заключил Сергей Андронов.

 

https://www.znak.com/2016-03-14/transneft_otkazalas_ot_idei_yanao_postroit_nefteprovod_za_344_mlrd_rubley

Похожие статьи