Заседание Зиновьевского клуба: Как восстановить отечественную модель образования

22 февраля в пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялось заседание Зиновьевского клуба на тему «Восстановление отечественной модели образования и преподавание произведений А.А. Зиновьева в средней школе и вузах». 

Открыла заседание клуба О.М. Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», жена и соратник А.А. Зиновьева. 

Далее основные узлы модели отечественного образования обозначил С.В. Железняк, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, заместитель Секретаря Генерального Совета партии «Единая Россия». 

По мнению Железняка, современное образование в России обязательно должно наследовать опыт советской эпохи, но не целиком и полностью – необходимо учитывать реалии нынешнего времени, то есть соединить лучшее из прошлого с тем, что делается сегодня. 

В своем выступлении Железняк с тревогой отметил, что сегодня в сегменте среднего образования напрочь утрачен навык профориентации. Компенсировать этот пробел необходимо при помощи сектора дополнительного образования. 

Да, действительно, молодые люди, оправдывая безделье «поисками себя», могут даже на 3 курсе института не иметь никакого представления о будущей профессии. Но это тот случай, когда одна проблема вытекает из другой – сегодня само понятие «профессия» не имеет четких очертаний. Невероятный поток управленцев (те, кого называют ныне менеджерами) настолько заполнил собой пространство жизни, что понять разницу между юристом и менеджером по работе с клиентами достаточно трудно. Ведущий специалист, к примеру – что это за профессия, и чему она служит? Молодежь в той или иной степени всегда является зеркальным отражением своего времени, тех, кто их воспитывает и растит. 

Железняк высказал еще одну принципиальную мысль. Высшее образование, с его точки зрения, должно быть платным. Только тогда, когда за него платят, студент будет чувствовать максимальную ответственность за будущее. Бесплатное же высшее образование приводит к его обесцениванию. 

Согласиться с экспертом по этому вопросу довольно сложно. Например, дополнительное образование, о котором шла речь ранее, итак почти во всех школах платное. То есть, далеко не все могут позволить себе играть после школы в футбол с тренером, посещать различные творческие мастерские, профориентируясь таким образом. Бесплатно сегодня ребенок имеет право только на уроки в школе, все, что после - за деньги. То есть досуг молодежи государство обеспечивать отказывается. 

Высшее образование, этап куда более значительный и серьезный в жизни каждого человека, нежели школа или пресловутые кружки. Человек, который самостоятельно подготовился к поступлению в ВУЗ, сдал ЕГЭ на нужное количество баллов, в разы серьезнее, дисциплинированнее и образованнее того абитуриента, которого год ломали самые разные репетиторы, лишь бы он смог вытянуть балл на платное отделение. Он и там будет учиться из-под палки - родители то все оплатят. Между прочим, именно с началом эры платного высшего образования началось стремительное падение уровня высшей школы. Теперь оно доступно любому, совершенно нет необходимости уметь даже собственное имя писать без ошибок, диплом «менеджера», или, например, что страшнее, врача он все равно получит.

Кстати, доступность высшей школы за деньги в немалой степени способствовала умалению престижа рабочих профессий и появлению великого множества негосударственных ВУЗов. 

Еще острее по данной проблематике выступил член Зиновьевского клуба М.Ф. Фридман, который убедительно продемонстрировал несостоятельность не только системы российского образования, но и очевидные провалы в работе Министерства образования в целом, и министра О.Ю. Васильевой  в частности. С острой критикой ученый выступил и в адрес ЕГЭ, а также ФГОС. 

В ходе дискуссии члены Зиновьевского клуба и гости мероприятия пришли в целом к единому мнению: образование в СССР было социальным лифтом, благодаря которому способные дети и молодёжь из бедных семей и из разных регионов смогли  достичь высокого уровня образования и внести свой вклад в могущество государства. Создавая современную образовательную систему, необходимо взять все самое лучшее из советской школы и добиться такого уровня отечественного образования, чтобы наши дети и внуки могли с гордостью сказать: «Я родился в России». 

В контексте прошедшего мероприятия хочется привести короткую цитату из книги А.А. Зиновьева «Зияющие высоты», которая блестяще характеризует не только нынешнюю эпоху, но и базовые принципы современного российского образования: «Когда людей насилуют, им кажется, что они способны на многое. Дай им свободу, и всем станет ясно, что они неспособны ни на что». 

В этой связи вызывает недоумение тот факт, что в российской школьной программе, где теперь появился, например, Солженицын, до сих пор нет Зиновьева – нашего выдающегося мыслителя, писателя, поэта, художника, которого в Китае называют «русский Конфуций». 

Корреспондент Агентства ФинЭк обратилась к О.М. Зиновьевой: 

- Почему, с Вашей точки зрения, литературное творчество А.А.Зиновьева все еще не пришло в наши школы? 

- Да, проглядывая тесты по литературе по ЕГЭ, я не вижу там Зиновьева. Там есть Солженицын, там присутствует куча писателей, которые не были известны никому. Я знаю, кто составляет эти школьные программы. 

В свое время, когда обратились к проректору Московского гуманитарного университета профессору В.А. Лукову с просьбой составить для Министерства образования РФ список обязательной литературы для изучения в школе, он, естественно, вписал в него Зиновьева. 

- Как можно было бы адаптировать литературное наследие А.А. Зиновьева для изучения в средней школе? 

- Его не нужно адаптировать. Не надо детей воспринимать, как обормотов, которым надо все разжевывать, срезать для них острые углы и все объяснять. Они весьма и весьма продвинуты. И мы в какой-то степени обижаем их, когда не допускаем до серьезных вещей. Давайте ценить уровень способностей и знаний наших детей. 

Зиновьев дает картину нашей страны, ее жизни. По Зиновьеву действительно можно изучать историю Советского Союза. Идя вслед за ним, пробираясь из чащоб Костромской губернии к вершинам мировой науки, читая его, вы поймете все. Там не надо ничего объяснять.

Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи