Охота на Трампа: на войне как на войне

Информационно-политическая война, инициированная элитными группами США друг против друга, выходит на новый уровень. Война компроматов, которая велась на протяжении всей предвыборной гонке между Хилари Клинтон и Дональдом Трампом была продолжена и после избрания последнего президентом, что свидетельствует и о глубине элитного раскола, и о ставках в этой игре. Всерьез говорится о возможности применения против Трампа технологий «цветных революций» уже внутри самой Америки. 

В этих условиях крайне важным для понимания современных политических процессов является анализ характера текущей информационно-политической кампании, оживившей образы времен холодной войны. Только на первый взгляд может показаться, что сегодня в Америке происходит нечто исключительное. 

Мир новых медиа и больших данных казалось бы должен окончательно похоронить ставшую нарицательной традиционную политическую пропаганду, как устарелую и не работающую технологию прямого внушения. Однако кампания против Трампа использует самые примитивные, грязные и отработанные технологии пропаганды. История с «русскими хакерами», московским компроматом на Трампа, образ «Маньчжурского кандидата», который активно продолжает формироваться вокруг него в либеральных СМИ, — все эти приемы, которые могли бы быть актуальными в период «охоты на ведьм» или лучшие годы холодной войны. Почему же именно эти темы и методы стали мейнстримом и главной ударной силой против Трампа? 

«Русские хакеры», «русские спецслужбы» репрезентуют фундаментальный архетип, который в американской пропаганде всегда олицетворяет онтологическую «русскую угрозу» для Америки и всего «свободного мира». Американское общество во многом подготовлено и восприимчиво к «русскому следу» и вмешательству России в святая святых западной демократии. Проблема заключается не столько в «деградации элит», сколько в кризисе общества. Слабость аргументации, недостоверность представленных данных, их нелогичность и абсурдность, на что указывают сторонники Трампа и по поводу чего высказался даже сам Владимир Путин, на самом деле не могут повлиять на текущий характер ведущейся в США внутренней информационно-политической войны. 

Информационное общество не устранило, а, наоборот, многократно усилило воздействие самой грубой и самой агрессивной пропаганды в ее худших формах. Именно этот коммуникативный «силовой» инструмент используется против Трампа, но он может быть развернут и в дальнейшем точно также на полном серьезе стратегически использован непосредственно и против России. Именно с классической пропагандой, возвращающей нас к риторике «холодной войны», которой, возможно, будет пользоваться и сам Трамп, России, вероятно, придется сталкиваться во внешней политике и в отношениях с западными элитами.

Павел Родькин, доцент Высшей школы экономики, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» - для Агентства ФинЭк

Автор
Павел Родькин
кандидат искусствоведения, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»

Павел Родькин

Эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций
Похожие статьи