Как пытаются окатоличить православного первопечатника Георгия Скорину

Для России это происходит незаметно, наш ученый мир реагирует на деятельность средневекового восточнославянского первопечатника не более чем ремарками или редкими научными трудам. Так образовались в истории нашей страны два незаслуженно забытых сюжета – это победа при Молодях и деятельность Георгия Ф. Скорины.

Не так давно, в 2017 году, в лимитрофах отмечали 500-летие выхода из печати Библии Франциска Скорины. Во время научных конференций и симпозиумов ученые из Литвы, Польши, Чехии, Белоруссии и Молдавии практически договорились о том, что биография этого средневекового деятеля должна выглядеть следующим образом.

Первопечатник, философ-гуманист и учёный-лекарь Франциск (Франтишек) Скорина родился в конце 80-х или в самом начале 90-х годов XV века в Полоцке, Великое княжество Литовское, в доме купца Луки Скорины. Получил домашнее образование. Отец был уважаемым и обеспеченным горожанином.

Предположительно с 1504 года Скорина — студент Ягеллонского университета в Кракове. В 1506 году он заканчивает факультет вольных искусств со степенью бакалавра.

Следующие пять лет Скорина продолжает учиться в Кракове на факультете медицины, и  9 ноября 1512 года защищает степень доктора медицины.

В 1517 году уже в Праге Скорина печатает на церковнославянском языке «Псалтырь» - первую печатную книгу, в которой он пользуется словами прижизненного русского языка, единого для всех восточнославянских народов, проживающих на территории нынешних России, Украины и Белоруссии, на котором до сих пор говорят русины Карпато-Днестровского региона (Молдавии и Румынии).

Всего в 1517 -1519 годах он печатает 23 книги из Библии.

«Библия руска» Скорины

В 1520-м Скорина переезжает в Вильну, столицу Великого княжества Литовского, и открывает первую в княжестве типографию. Там в 1525 году печатает «Апостола». Меценатами становятся тракайский воевода князь Константин Острожский, а также «почтивые виленские мужи» Якуб Бабич и Богдан Онков. Существует мнение, что оказывал свое покровительство бастард Ян (внебрачный сын короля Сигизмунда I Старого).

В конце 1529 или в начале 1530 года магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский приглашает Скорину в Кёнигсберг.

В 1532 году Скорина предпринимает поездку в Великое княжество Московское, откуда его якобы изгнали «как католика». Из письма1552 года польского короля и великого князя Литовского Сигизмунда II Августа к своему послу в Риме Альберту Кличке, следует, что «книги Скорины в Москве были сожжены за латинство».

Около 1535 года Скорина вынужденно переезжает в Прагу.

Предполагается, что Скорина скончался около 1551 года, поскольку в 1552 году его сын Симеон Рус, лекарь, как и отец, приехал в Прагу за наследством.

Этим кончилась жизнь Скорины, сведения о месте захоронения якобы не сохранились.

С вышеперечисленными фактами согласны многие, в основном, западные, исследователи.

Серьёзную возможность прояснить «тёмные» места загадочной биографии первопечатника дают фрагменты тиверско-русинского летописного свода Трояновой земли средневековых правителей севера Пруто-Днестровского междуречья, упомянутых в «Повести временных лет», как «тиверцы, иже суть толковины».

В этих летописях, сохранившихся среди русинов Молдавии, говорится, что в 1520 году Юрга (русинское произношение христианского имени Георгий) Скорина, как уже известный мастер-печатник, приехал из Праги в Сучаву – столицу Молдавского княжества, по приглашению её портаря Луки Арборе – регента при молодом молдавском господаре Стефане IV. По его просьбе Скорина печатает Святое писание и житие апостола Андрея.

В 1520 году Скорина переезжает в Великие Расконы – столицу Трояновой земли, где по просьбе великого толковина Твердохлеба печатает «Деяния Апостола Андрея». Печатный станок располагает в пристройках возле церкви Святого Андрея (не сохранилась).

 В 1542 году Юрга опять прибывает в Сучаву из Праги по приглашению Елены Сербиянки – супруги господаря Молдавии Петра IV Рареша. Елена Сербиянка просит Скорину напечатать книги, оправдывающие её предка Вука Бранковича, одного из вождей сербского войска в битве на Косовом поле в 1389 году, и весь род Бранковичей от незаслуженных обвинений и злобной клеветы. В тексте летописи говорится, что именно стойкость Вука Бранковича и его воинов привела, несмотря на огромные потери, сербское войско к полной победе (в отличие от бытующей ныне точки зрения на Косовскую битву – Ю. И.) и изгнанию турок за пределы Сербии. Сербский исследователь Зоран Милошевич говорит, что княгиня передала Скорине большие деньги на борьбу с унией и римским католичеством.

В 1550 году Юрга Скорина селится на молдавских землях в Великих Расконах, окончательно покинув Прагу, бросив там всё нажитое добро, и всё это из-за смертельной угрозы со стороны «проклятых латинян, псов папы римского и короля Чехии». В Праге его признают умершим от тяжёлой болезни и объявляют, что «если кто назовётся его именем, то будет наказан, как великий злодей за обман добрых людей и брошен в яму».

В Молдавии великий толковин Твердобой принимает Скорину и в 1551 году он открывает в районе Косоуцкого монастыря лечебницу и практикует.

Печатный станок Гутенберга, на котором печатал Скорина

В 1552 году Скорину приглашает в Старую Рашку – нынешний Вадул-Рашков на Днестре Республики Молдова, — Бронемирча Властимирович – местный властитель из рода великих сербских жупанов первой княжеской династии Властимировичей. Бронемирча узнал, что Скорина ранее выполнял в Сучаве заказы Елены Сербиянки по печатанию книг, прославляющих род Бранковичей. Поэтому он просит мастера составить родословную Властимировичей и прославить их деяния и подвиги. Скорина установил печатный станок в пристройках церкви Архангела Михаила, являвшейся родовой усыпальницей Властимировичей (в перестроенном виде сохранилась до сего дня).

Летом 1822 года эту церковь посетил Александр Сергеевич Пушкин в поисках родословной книги великих жупанов Сербии Властимировичей, составленной и напечатанной Юргой Скориной.

В 1553 или 1554 году Скорину приглашает в свою резиденцию (нынешнее село Лэпушна Республики Молдова) господарь Молдавии Александр Лэпушняну. Господарь предложил напечатать Библию и жизнеописание молдавских господарей, на «чистом и благозвучном языке нашем русском молдавском». Узнав о градостроительных талантах, которые Скорина уже успел проявить в Трояновой земле, господарь просит его начать строительство дамбы для большого озера в районе нынешнего города Оргеева Республики Молдова. Из русинских текстов также следует, что Скорина возводит первоначальные оборонительные сооружения будущего Оргеева и становится по указу господаря его первым градоначальником – портарем.

В этот период Георгий Скорина неоднократно посещает Великое княжество Московское, продолжая линию своего отца Луки Скорины, выполнявшего посредническую миссию между молдавскими господарями и великими князьями московскими за объединение православных княжеств. Не исключено, что во время одной из поездок Юрга знакомится с будущим московским первопечатником Иваном Фёдоровым. Есть сведения, что Скорина неоднократно выдавал Ивану Фёдорову деньги на печатное дело в Московии.

В 1563 году Георгий Ф. Скорина предпринимает поездку в родной Полоцк, только что взятый войсками царя Ивана Грозного в ходе Ливонской войны. Скорина приветствует освобождение бывшей столицы Полоцкого русского княжества от власти Литвы и Польши, а православных святынь от католического засилья и осквернения. Царь принимает Скорину с уважением и почётом, отдавая дань, как делам отца – Луки, так и трудам самого Юрги.

Летом 1572 года, по приглашению Георгия Скорины, в Великие Расконы из Львова прибывает Иван Фёдоров, почитавший старого полочанина как величайшего человека своего времени и называвшего его своим учителем.

Совершив ещё много благих деяний в Молдавской земле и в других местах, окружённый любовью и почитанием, Георгий (Юрга) Скорина умирает, это случилось в Великих Расконах 22 сентября 1572 года.

Место захоронения известно.

Надо сказать, что, несмотря на немалое количество работ, посвящённых жизни и деятельности первопечатника, многое остаётся невыясненным и принятым условно, а потому удовлетворяет не всех. Причина – отдаленность событий — более пяти столетий, скудость дошедших письменных источников, а также – тенденциозность авторов, пишущих о Скорине в русле собственного мифотворческого порыва и сиюминутной политической выгоды. Последнее особенно актуально, хотя говорить об этом не хочется, ибо Скорина есть символ общности тех народов, среди которых протекала его незаурядная жизнь, а не фигура политических раздоров сегодняшнего дня и предмет национальной гордыни. Это и проявилось во время празднования 500-летия выхода из печати «Библии Русской», почему-то уже переименованной в «пражскую». Русская наука не проявила интереса к этой объединяющей славян фигуре и в неё уже вцепились своими когтями политики из Литвы, Чехии и Польши, уже и сутану сшили, спасибо ученым-сябрам из Минска и Молдовы, которые встали на защиту православного философа и просветителя.

Славянский мир разделен по границам королевств, таможенных постов и веры, но не разделился русский язык. Не разделённым между политическими амбициями должен оставаться и Георгий Скорина, слава которого является общей для всех славян, и для южных, и для западных, но забытый в России, как стала забытой обозначившая конец трёхсотлетнего татаро-монгольского ига славная победа при Молодях 2 августа 1578 года.

Юрий Иванов, литератор, историк русинского края (Молдавия) – для Агентства СЗК

Автор
литератор, историк русинского края (Молдавия)

Юрий Иванов

Похожие статьи