Что показывает индекс Деда Мороза

Аналитический проект Tinkoff Data ежегодно проводит расчет индекса Деда Мороза, который отражает, как изменяются цены в сфере развлечений год к году. Специалисты изучили более 2000 объявлений на популярных сайтах, которые предлагают услуги поздравлений аниматоров перед новогодними праздниками и составили ежегодный индекс стоимости поздравлений от Деда Мороза и Снегурочки накануне Нового года.

За текущий год он вырастет на 23% по сравнению с прошлым годом и достигнет 2594 руб,, в декабре 2024 года индекс составит уже 2892 руб. Для сравнения – в 2018 году он был равен 1043 руб., в 2021 – 1755 руб. Самый высокий индекс Деда Мороза в городах-миллионниках традиционно в Москве (3487 руб), а лидером по приросту показателя стал Краснодар, где индекс вырос на 40% до 2955 руб.

За последние 6 лет индекс вырос в 2,5 раза. Как и в прошлом году, россияне будут отмечать праздник в кругу семьи и близких: 77% опрошенных заявили о планах встретить Новый год дома. Это создает спрос на услуги аниматоров, что влечет рост индекса Деда Мороза.

Кроме того, аналитики представили паттерн поведения россиян в предновогодние и новогодние дни на основе обезличенных транзакций более 38 млн клиентов Тинькофф - как закупаются алкоголем и продуктами, как растет интерес к деликатесам и сколько тратят на такси и рестораны россияне в новогоднюю ночь и праздники.

В канун Нового года кратно растут продажи «новогодних» товаров и деликатесов: в 2022 году доля трат на игристое вино перед Новым годом составила 10% от годовых расходов на напиток, а черной и красной икры — 25% и 21% соответственно. На черную икру траты 30 и 31 декабря вырастают в 22 раза в сравнении со среднедневными тратами на этот продукт. На красную икру — в 17 раз, на игристое — в 10 раз, а на мандарины — в 9 раз. Средние чеки в предновогодние дни в «праздничных категориях» в 1,2—2,2 раза больше, чем в среднем по году.

Подарки, как и продукты, россияне покупают заранее: 30 декабря 2022 года число транзакций в категории «Подарки» было на 15% больше, чем 31 декабря. В категорию «Подарки» вошли категории «Детские товары», «Косметика», «Цветы», «Электроника и техника», «Ювелирные изделия».

Если продукты и подарки россияне покупают заранее, то спиртные напитки — чаще в последний день декабря: в 2022 году 31 декабря транзакций в категории «Алкомаркеты» было на 15% больше, чем в предыдущий день. Пик покупок пришелся на время с 17 до 18 часов.

После работы или покупки продуктов, алкоголя и подарков россияне едут домой или в гости. Максимальное количество списаний денежных средств за поездки 31 декабря 2022 года приходится на период с 18 до 19 часов. После 22 часов количество транзакций в категории «Такси» резко падает.

Сразу после наступления Нового года число вызовов такси начинает расти: россияне едут в гости и рестораны. В этот же период наблюдаются и рекордные средние чеки в сравнении со средним за год. Это подтверждается ростом количества транзакций в категории «Питейные заведения» — больше всего транзакций в этой категории россияне совершили с трех до четырех ночи. Только за новогоднюю ночь 2023 года (с полуночи до семи утра) число транзакций в ресторанах и барах было на 3% больше, чем за 31 декабря 2022 года.

Несмотря на посещаемость ресторанов и баров в новогоднюю ночь 2023 года, число транзакций в новогоднюю ночь с полуночи до семи часов утра в категории «Безналичные чаевые» было меньше, чем 1 и 2 января 2023 года.
Автор

Агентство СЗК

Похожие статьи