Сергей Поплавский: Страна невыученных исторических уроков

Польшу в последнее время охватил милитаристский угар, замешанный на традиционной махровой русофобии. По своей «горючести» эта смесь сравнима разве что с «коктейлем Молотова», то бишь, конечно, с «коктейлем Пилсудского», который опасен однако, в первую очередь, самим «химикам».

Такой активности нашей соседки в плане расширения военного строительства у российских границ не наблюдалось давно. В середине мая в Польше началось строительство американской базы ПРО. 7 июня на территории Польши стартовали крупнейшие военные учения НАТО в Восточной Европе со времен «холодной войны», которые продлятся 10 дней. В учениях принимают участие 2920 боевых машин и 31 тыс. военных (в том числе 12 тыс. из Польши, 14 тыс. из США, около 1 тыс. из Великобритании) из 18 стран НАТО и пяти стран программы «Партнерство ради мира».

С польской стороны постоянно звучат заявления о том, что «теперь Россия знает, что атака на Польшу – это атака на НАТО».

11 июня СМИ сообщили о том, что между Варшавой и руководством НАТО достигнуто предварительное соглашение о размещении натовского контингента на северо-востоке Польши в районе города Сувалки. Рядом – граница с Калининградской областью России и Беларусью. Для чего размещать там натовские войска? А как же – Россия только и ждет часа «ч», чтобы, ударив из Калининградской области, перерезать коридор Сувалки - Каунас и отрезать таким образом прибалтийские страны от территории НАТО.

Судя по всему, Польша не прочь обзавестись своим ядерным оружием. Не так давно замминистра обороны Томаш Шатковский заявил: «Если мы говорим о размещении войск западных союзников на постоянной основе, то же самое можно сказать в случае с ядерным оружием». Министерство обороны сразу фактически дезавуировало заявление Шатковского, назвав его «одним из возможных вариантов». Но что мешает Польше поднять этот вопрос еще раз?

Размах пропагандистской шумихи, шокирующие заявления польских официальных лиц, «военные танцы» – все говорит о том, что предстоящий в Варшаве 8-9 июля саммит НАТО нацелен, помимо прочего, на то, чтобы закрепить в европейском общественном мнении миф о нависшей над Западом угрозе «российской агрессии».

Справедливости ради надо сказать, что далеко не все в Польше помрачились рассудком на почве «российской военной угрозы». Нет-нет и раздаются трезвые голоса из стана польских интеллектуалов. Например, профессор Бронислав Лаговский считает, что: «О нападении России на Польшу в обозримое время могут говорить только люди на самом деле несерьезные и играющие в политику…. Вести себя, как польское руководство, нельзя: вооружаться на всякий случай, но на какой? Войны? Если в этой части Европы разразится война, то главной жертвой станет Польша». Но разве за грохотом боевых барабанов услышать редкие трезвые голоса?!

Между тем, сегодня на фоне высокого градуса международной конфронтации Польше, всеми силами стремящейся к изменению баланса сил в Европе между Западом и Россией, было бы весьма полезно вспомнить уроки новой и новейшей истории.

Припомнить, например, московскую кампанию Наполеона, в которой Польша принимала весьма активное участие. Скажем, генерал французской армии поляк М. Сокольницкий разработал план раздела Украины и создания Черниговского и Полтавского княжеств, а также казачье-татарского государства Наполеонида в Крыму и в Новороссии и подал его французскому императору.

5-й (польский) корпус Великой армии Наполеона под командованием Ю.Понятовского дошел до Москвы и обратно.

Итог войны 1812 г. для Польши таков: планы раздела Украины Сокольницкого провалились, из 35-ти тыс. человек корпуса Понятовского домой вернулось лишь около 2 тыс. поляков, Польша потеряла остатки своей независимости.

Очередной приступ милитаризма случился с Польшей в 30-е гг. прошлого столетия. Мечтая о восстановления Польши от моря до моря, тогдашняя польская элита видела главного своего противника в лице Советской России – «клятых москалей». Своим естественным союзником против СССР Польша посчитала фашистскую Германию. И Польша стала первой (!) страной, с которой Гитлер подписал серьезный внешнеполитический документ. 26 января 1934 г. Польша и Германия заключили декларацию о дружбе и ненападении сроком на 10 лет.

Потом последовало множество двусторонних переговоров, на которых в том числе обсуждались и совместные действия против СССР. Вот свидетельство немецкого министра иностранных дел Риббентропа о визите в Германию своего польского коллеги Юзефа Бека: «Я спросил Бека, не отказались ли они от честолюбивых устремлений маршала Пилсудского, т.е. от претензий на Украину. На это он, улыбаясь, ответил мне, что они уже были в самом Киеве и что эти устремления, несомненно, все еще живы и сегодня».

Во время ответного визита Риббентропа в Варшаву Бек был совсем откровенен: «Г-н Бек не скрывал, что Польша претендует на Советскую Украину и на выход к Черному морю».

Подписав договор с Германией и защитив таким образом, как считала польская элита, свои западные границы, Польша решила прирастить свою территорию за счет соседей. В марте 1938 г. Польша предъявила Литве ультиматум с требованиями заключения конвенции, гарантирующей права польского меньшинства в Литве, а также отмены параграфа литовской конституции, провозглашающей Вильно столицей Литвы (к этому времени, несмотря на решение Лиги наций, Вильно был оккупирован Польшей). На польско-литовской границе сосредоточиваются польские войска. В случае отклонения ультиматума поляки грозили начать войну и оккупировать Литву. Благодаря решительным заявлениям СССР о готовности воевать за Литву и активному противодействию Франции этот аншлюс удалось предотвратить.

А вот другой «хапок» Польше удался. Сразу же после Мюнхенского соглашения, 30 сентября 1938 г., Варшава предъявила Праге ультиматум, требуя немедленного удовлетворения своих территориальных претензий. И 1 октября Чехословакия уступила Польше Тешинскую область, где проживало 80 тыс. поляков и 120 тыс. чехов. В качестве «бонуса» Польша получила промышленный потенциал захваченной территории. Расположенные там предприятия давали в конце 1938 г. почти 41% выплавляемого в Польше чугуна и почти 47% стали.

Финал этой истории был печальным: заигравшись в глобальную политику и слепо поверив западным союзникам, Польша в конце концов оказалась один на один с Германией, которая разгромила и оккупировала свою восточную соседку.

Впрочем, Польша, как свидетельствует ее нынешний воинственный задор, не собирается учитывать исторические уроки. Паны уверены, что Россия все еще не пришла в себя после развала СССР, что она слаба, уповают на победу Запада в новой «холодной войне» против «москалей» и рассчитывают погреть руки на разгроме и дележе территории и имущества своего восточного соседа.

Ну-ну…

 

Сергей Поплавский, Агентство ФинЭк

Автор
Агентство ФинЭк

Сергей Поплавский

Похожие статьи