Три «Б» современного российского театра

Три «Б» современного театра: Бояков, Богомолов, Бузова делают всё, чтоб мы потеряли русский театр

Выступление Бузовой на сцене художественного театра под руководством Боякова и провокационные решения Богомолова нередко обсуждаются в актёрском сообществе. Мне очень понравилось, как о них высказался актёр Михаил Горевой, и я хочу обсудить с вами его слова.

Мы живём с вами во времена очень явных и быстрых перемен. А культура, на мой взгляд, меняется с какой-то бешеной скоростью.

Ещё каких-то 10-15 лет назад я и представить не мог такого количества пошлых постановок в ведущих театрах. Конечно, были различные эксперименты, были творческие лаборатории и весьма смелые, но чтобы в каждом втором театре - это очень странный вектор развития искусства.

Некоторые считают, что к нам просачиваются западные тренды и вытесняют наш русский психологический театр.

Другие уверены, что нынешние творцы выражают свои сокровенные фантазии, ощутив свободу от цензуры советского времени, которая только недавно окончательно пала.

А третьи думают, что искусство всегда подстраивается под запрос зрителя, и дают публике то, что она с удовольствием кушает.

В любом случае, вынужден признать что мой любимый вид искусства - театр - сейчас переживает очень странные времена.

Меня беспокоит, что довольно большое число моих коллег очень радуются от этой полной, по их мнению, свободы в театре и в кино. Но, к моему сожалению, слишком часто свобода превращается в что-то совсем противоречащее театру, как виду искусства. Пошлость, пропаганда нетрадиционных взглядов, мат и прочие вещи.

При этом, если бы это всё было оправдано и бесшёвно вплеталось в нить повествования, но ведь нет - зачастую эти приёмы и есть самоцель спектакля и режиссёров. Эпатаж, скандальность и грязь стали неотъемлемой частью нынешнего театра.

И меня очень радует, что есть деятели культуры, которые не согласны с таким положением дел. Я рад, что талантливые и профессиональные люди честно говорят о бедах нашего театра и культуры. Мне греет душу от высказываний Сергея Маковецкого, Дмитрия Певцова, Виктора Сухорукова, Александра Ширвиндта и многих других.

А недавно высказался о нынешнем театре актёр Михаил Горевой. Он прекрасный артист, педагог и режиссёр. Горевой довольно много снимался и работал в голливудском кинематографе и бродвейском театре, и он считает, что наш театр и кино идут по наклонной.

Приведу цитату:

"Раньше было три «М» — Меньшиков, Машков, Миронов, а сейчас три «Б» — Богомолов, Бояков, Бузова. Они не имеют никакого отношения к театру как к плацдарму духовных знаний. У нас уникальная театральная школа! Как балет, космос, спорт… Мы их потеряли. Сейчас делается все, чтобы мы потеряли драматический театр".

Горевой оскорблён выходом Ольги Бузовой на сцену Мхата, он считает, что спектакли Богомолова и его последователей вредят культуре и разлагают нашу сцену, а поведение театральных менеджеров новой формации, таких как Бояков, противоречит всему, чему нас учат в театральных вузах. Но больше всего Горевой радеет за зрителя.

"Зритель приходит в театр, чтобы ему сделали хорошо. Он не очень понимает, но расчехляет свою душу. И что делают туда Богомолов, Бояков, Бузова? Их интересует нижний этаж, они не могут предложить облиться слезами над вымыслом. Разумное, доброе, вечное — нет там ничего этого, только человеческие выделения. И это пропагандируется!"

Я полностью согласен с Михаилом и рад, что его мнение разделяет много коллег. Но мне всегда было интересно: такие высказывания обычно сразу становятся популярны, их тиражирует пресса и СМИ, их обсуждают в культурных кругах, они вывешиваются на досках информации во многих театрах.

Конечно же, их не могут не замечать чиновники в Минкульте и прочие деятели, от которых сейчас полностью зависит культура. Но ничего не происходит!

Богомоловым и Бузовам всё так же выделяются бюджетные деньги и гранты, они побеждают на фестивалях, а Ольга Любимова рассказывает в интервью, как сильно растёт наша культура.

Или, может быть, ей виднее, и мы с Горевым, Маковецким и другими ничего не понимаем в нынешних трендах?

Сергей Марочкин

Автор

Сергей Марочкин

Похожие статьи