Северный речной вокзал: Как провожают пароходы

«Как провожают пароходы,

Уже давно убрали трап.

На самом краешке причала

Стоишь ты, голову задрав…»

В 1966 году Константин Вашенкин написал знаменитые строки и про меня тоже. В том году мне было 19, а 17-летняя Верочка стояла у трапа теплохода, задрав голову. Впереди был двадцатилетний железнодорожно-авиационный роман «Москва — Ленинград».

Белый теплоход провожали и встречали друзья и знакомые. В Севастополе, Волгограде, Перми, Ленинграде и других городах в моей каюте собирались целые конференции — коллеги-историки делились книгами, архивными материалами и т.д. Сейчас это всё запрещено. Не стоять больше подругам на краешке причала.

Самое забавное, что это делается якобы в интересах нашей же безопасности — защищают от злыдней-террористов. Правда, за 76 лет, с 1945 года, ни одного теракта на речном транспорте не было. А защищать теплоходы железными заборами КПП — всё равно, что сеткой-рабицей от комаров. Круизный теплоход за рейс проходит по тысяче, две и более километров. У «злыдней» две тысячи и один способ напроказничать — кинуть чего-либо с берега, таранить теплоход моторкой, сотни которых из хулиганских побуждений пролетают в паре метров от корпуса, и т.д. Читайте военно-морскую историю.

Ну, а если злодей — дурак набитый, и ему до смерти хочется пронести на борт теплохода автомат и гранаты? Так чего ж лезть на рожон в Москве, где с 2012 года установили стальные заборы и КПП? А в Калязине, Угличе, Мышкине и Рыбинске всё, как было «до исторического материализма», так и осталось. Я упомянул только ближайшие к Москве порты. Там не то что пулемёт, на борт в рюкзаке можно свободно пронести и ядерный фугас ранцевого типа.

Ленивый же террорист может пройти и сотню КПП в одних шортиках и майке. Через два часа он прослушает инструктаж, чего нельзя делать — бросать окурки в неположенных местах, неправильно пользоваться электроприборами. Обычно инструктирующий утверждает, что, в случае чего, теплоход сгорает за 20 минут. Это не самолёт, где пассажир сидит, пристёгнутый к креслу. Турист шляется по огромному кораблю. И если он окажется «мальчиком наоборот», то…

В навигацию 2021 года нас осчастливили инновацией — «Стало проще и добраться до теплохода: к месту посадки пассажиров теперь подвозят на бесплатных электрошаттлах с багажными отделениями. Это настоящая новинка и безусловное повышение уровня сервиса, которую высоко оценили туристы уже в этом сезоне». 

Посадка в шаттл. Нас только что выкинули из такси. Фото автора

В переводе на русский это означает, что вам на такси или личной машине не дают подъехать даже до здания речного вокзала, и дюжий охранник заставляет вас переться с чемоданами и сумками метров 50 до остановки электромобиля, вмещающего 6 человек (при умеренном объёме багажа), а то и меньше. Затем этот «шаттл» везёт вас на КПП. Вы опять выгружаете чемоданы. Вас «шмонают», как в аэропорту, а затем вы опять тащитесь с чемоданами уже до трапа теплохода.

Обратно — ещё веселей! В 2012—2020 годах охранники раздвигали заграждение у трапа, и вы свободно шли к такси и автомобилям встречающих. Сейчас вы вынуждены тащиться с чемоданами к КПП. А далее — очередь на «шаттл». На 130 пассажиров выделяют три (!) «шаттла», то есть 7—8 рейсов. Погрузка-разгрузка, езда туда-сюда — 12—15 и более минут, в зависимости от номера причала. Таким образом, последние туристы доберутся до стоянки такси более чем через час.

Нас было четверо, и мы оценили ситуацию, уже входя на теплоход. По прибытии сумели выйти первыми и сесть в третий (!) «шаттл». Народ растерялся, а когда люди привыкнут, можно представить себе давку на трапе.

Риторический вопрос, а на какое время вызывать такси или встречающих? До 2021 года, если теплоход прибывал в 19 часов, на это время и вызывали. А сейчас на сколько? На 19.30? На 20.00? Или ещё позже? И это при том, что с того же 2021 года такси или встречающий автомобиль может находиться на территории речного вокзала бесплатно только в течение 15 минут. Хорошо, если успеешь запихнуть пассажиров и багаж в машину. Ещё минуту просрочил — плати 200 рублей.

Прибытие. Вместо в такси нас запихивают в шаттл. Фото автора

Нам нагло врут, что раньше были пробки и заторы при подъезде к теплоходам. Я их никогда не видел. Ну, пусть были. Кто мешал при дорогостоящей реконструкции вокзала создать в огромном парке хоть десять бесплатных автостоянок? На каждой — табло, где за 3 минуты до швартовки высвечивается номер причала и название теплохода.

Сколько миллиардов потратили на реконструкцию вокзала и прилегающей территории — нам не сообщают. Ну, неужели нельзя было не гадить, а оставить людям хотя бы те удобства, какие были? Электрошаттлы в качестве альтернативы, пусть даже платно — неплохой сервис. А когда вас насильно вышвыривают из автомобиля — это концлагерь. Ах, но ведь «шаттл» комфортабелен! Так камеры для принцев в Бастилии были куда более комфортабельные, но отправляться туда желающих не было.

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист - для Агентства СЗК

Автор
Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист
военный историк, писатель, публицист

Александр Широкорад, военный историк, писатель, публицист

Автор более сотни книг по артиллерии, военной технике, истории
Похожие статьи