Мария Полякова: Рейтинг школы – не гарантия от секс-скандалов

На этой неделе Москву потряс очередной скандал на почве сексуальных домогательств по отношению к ученикам со стороны сотрудников средней школы. «Лига школ» на юге Москвы, считавшаяся суперэлитной, в 2015 г. была по необъяснимым причинам закрыта департаментом образования. И вот, теперь, спустя почти два года, выпускники этой школы предъявили обвинения в домогательствах не кому-нибудь, а школьным директору и заместителю директора по учебной части.

История с каждым днем обрастает массой невероятных подробностей - ведь и директор, и заместитель сейчас работают в не менее престижных школах столицы, то есть продолжают педагогическую деятельность. Уже сейчас травмированных детей насчитывается около 20, общественность реагирует остро, за будущее страны волнуются даже те, кто далек от образования. 

Ситуацию была вынуждена прокомментировать министр образования Ольга Васильева, которая скупо сообщила, что презумпцию невиновности никто не отменял, и чтобы делать окончательные выводы, необходимо ждать решения органов исполнительной власти. 

Чем же так примечательна вся эта очередная грязная история? Причин несколько.

Во-первых, так называемая «элитарность» школы. Это заведение было государственное, то есть учиться там мог любой желающий, готовый на общих основаниях подать документы. Само слово «престижная» сегодня никак не характеризует школу, понятие это очень размытое, не имеющее под собой конкретики. Сегодня такой категории школ на самом деле просто нет – частные школы, конечно, очень хотят быть «престижными, а на самом деле только «ценник» и отличает их от государственных. А в любую, даже самую рейтинговую государственную школу, повторю, может поступить любой желающий, были бы хорошие оценки и желание учиться. 

Во-вторых, интересна реакция вышестоящих инстанций, даже не министра, а, скажем, того же департамента образования. Кто будет нести ответственность за эту ситуацию? Ведь если происходит авария, к примеру, на стройке, виноваты не только строители, но и те, кто занимается организацией стройки. А тут получается очень интересно: за один учебный год это уже второй случай подобного рода (все, наверное, помнят скандал в 57-й школе с учителем истории, в школе, которая считалась самой элитарной в Москве), и снова департамент образования вроде бы ни при чем. Уволить всех, кого только можно, сменить администрацию, и все, работаем дальше в штатном режиме – но никто из непосредственных организаторов образовательной деятельности школ не был привлечен к ответственности.

Полагать, что в департаменте не знали, не понимали, не догадывались о существующих проблемах, как минимум наивно. Потому что то количество жалоб от родителей либо сотрудников, которое ежедневно вынуждены принимать на рассмотрение в департаменте, рисуют полную картину происходящего. И того, что касается компетентности отдельных сотрудников школ и - текущих вопросов. А вот то, как мастерски департамент образования самоустраняется от решений проблем, поражает воображение – родитель может написать хоть 300 жалоб на работников школы. Все они будут «спущены» в администрацию этой самой школы, и решения по ним будут принимать те, на кого родители и жалуются. Получается замкнутый круг, который во многом и инициирует дальнейшие скандальные случаи и события.

И наконец, в-третьих: количество аналогичных историй просто огромно. Это явление приобрело колоссальные масштабы, и подобные скандалы вспыхивают повсеместно. 

Как же так получается, что люди с нравственными, моральными изъянами, а то и с психическими отклонениями умудряются десятилетиями работать в школах? А потом вдруг некий ученик (-ца) разоблачает негодяя в интернете, разматывая клубок омерзительных, страшных событий, в которые он (она) оказался вовлеченным?

При этом надо понимать, что ни один директор в здравом уме и твердой памяти не станет «закрывать глаза» на подобные истории и «прикрывать» сотрудника. От таких избавляются быстро, тихо, без лишнего шума и пыли. Но это происходит, конечно, в том случае, когда администрация школы сама знает о наличии у себя «грязного белья». А ведь бывает и так, что трагедия длится долгое время, но никто об этом не догадывается, а школа и дальше пребывает в рейтинге «лучших», департамент образования доволен, чиновники стряпают хорошие отчеты – у нас все прекрасно.

Какой же вывод можно сделать из этой истории? Во-первых, ни одна, даже самая элитарная школа больше не может гарантировать того, что подобной трагедии не произойдет в ее стенах, поскольку у нее «рейтинг» и прекрасная репутация. А во-вторых, эти грязные истории основательно деформировали образ учителя в глазах общественности. Он больше не несет «доброе и вечное», он может оказаться преступником, извращенцем. И никакого решения проблемы сексуальных домогательств в школах даже не предвидится. Во всяком случае, до тех пор, пока никто из вышестоящих инстанций не будет нести ответственности за эти грязные истории.

Мария Полякова, обозреватель по вопросам образования, Агентство ФинЭк

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи