Каких налогов ждать россиянам в ближайшем будущем

Вначале хочу коснуться истории российского налогообложения, поскольку в экономике многое повторяется на протяжении лет. И начну с опыта позднего СССР. С 1984 по 1991 гг. размер подоходного налога был фиксированным. Минимум заработной платы в то время составлял 70 руб. Те, кто получал меньше (были такие виды работ), налоги вообще не платили. Величина платежа варьировалась от 25 коп. (при доходе от 71 руб.) до 8,2 руб. при заработке от 70 до 100 руб. включительно. С суммы, превышающей 100 руб., удерживали 13%.

Был еще «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан». Мужчины платили его, начиная с 18 лет и до рождения первого ребенка, а женщины - с момента замужества и до рождения первого ребенка. В народе этот налог называли налогом за бездетность. Налог не платили те граждане или пары, которые не способны были иметь детей, что должно было быть подтверждено медсправкой. Налог на бездетность составлял 6% от зарплаты. То есть фактически большинство граждан СССР платили налог 19%. Информация к размышлению для тех, кто думает, что в СССР люди вообще не платили никаких налогов.

С началом перестройки налоговую нагрузку у нас изменили - с больших доходов решили взимать 35%. Но поскольку налоговая служба только начинала свою работу, был слабо налажен учет и контроль - многие коммерческие фирмы пользовались этим, и фактически такой высокий налог никто (исключение составляли госслужащие, у которых не было возможности как-то скрыть свой доход) не платил.

И тут у нас вспомнили об американском экономисте Артуре Лаффере, который создал свою теорию налогообложения. Лаффер считал, что при повышении ставки налога сумма налоговых поступлений растет. Однако в определенный момент достигается точка, после которой при дальнейшем повышении налоговой ставки общая сумма налоговых поступлений в бюджет начнет уменьшаться. Свой вывод ученый продемонстрировал графически при помощи своей знаменитой кривой Лаффера, которая описывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями в государственный бюджет. То есть, по мнению Лаффера, когда налог высокий, у налогоплательщиков появляется желание уйти от них. Когда же ставка налога снижается, соблазн не платить уменьшается, и это приводит к расширению налогооблагаемой базы, и как следствие - собираемость налогов увеличивается.

Наши творцы налоговой системы с удовольствием взяли на вооружение выводы Лаффера и ввели в 1991 г. так называемую плоскую шкалу 13% для всех граждан и с любой суммы дохода. Эта шкала существует и по сей день. Но за эти годы многое в экономике изменилось. Во-первых, в России существенно улучшились формы учета и контроля со стороны налоговых служб, были закрыты многие лазейки для обналичивания денег. Сейчас Минфин дал указание перекрыть все возможные способы и методы ухода от налогов.

Думаю, что здесь уместно напомнить о том, что налоги выполняют три функции. Первая - они наполняют бюджет. Вторая функция - стимулирующая. То есть, можно, например, снизить налоги в той сфере, которая необходима на данный момент государству, и, наоборот, повысить там, где особой пользы стране не наблюдается. Причем, делать и то, и другое это можно в границах одной страны, региона. Например, в США подоходный налог взимается только в 43 штатах, а в 7 штатах (наиболее депрессивных) он равен нулю.

И, наконец, налоги выполняют социальную функцию - в известной степени выравнивают доходы населения. Конечно, всеобщее равенство невозможно, поскольку это приведет к стагнации общества, но определенное перераспределение доходов налоги все же обеспечивают. Считается, что если разрыв между доходами 10% самых малообеспеченных граждан и 10% самых богатых достигает восьми раз - это грозит определенной социальной напряженностью. У нас этот разрыв - в 13 или даже 14 раз.

В связи с этим в России сейчас есть социальный запрос на изменение системы налогообложения, чтобы попытаться как-то уменьшить этот разрыв и одновременно повысить наполнение бюджета налогами. То есть многим экономистам сейчас очевидно, что плоская шкала выполнила свою задачу, и вместо нее необходимо вводить другую систему налогообложения, в основе которой заложен принцип - слои населения с высокими доходами должны облагаться более высоким налогом.

Существует два типа такого налогообложения. Первый - это прогрессивная шкала налогообложения. При такой шкале повышенным налогом облагается весь доход налогоплательщика - от нуля до верхнего порога. Такой налог близок по своей сути к конфискационному и мало где применяется. (Кстати, есть и регрессивная шкала - то есть чем выше доход, тем ниже ставка налога. На практике такая шкала нигде не применяется, но в учебниках она упоминается).

В большинстве же стран применяется так называемая шедулярная (ступенчатая) система налогообложения. (От английского слова schedule — опись, перечень, части, на которые делятся доходы). При такой системе весь доход разбивается на определенные пороговые части, каждая из которых облагается своей ставкой налога. С 2021 г. у нас существует нечто похожее - двухступенчатая шкала, при которой ежегодный доход до 5 млн руб. облагается налогом 13%, а то, что свыше - облагается ставкой 15%.

Простой пример, чтобы понять разницу между шедулярной и прогрессивной шкалами. Скажем, доход 6 млн руб. в первом случае облагается налогом 800 тыс. руб., а во втором - 900 тыс.

Что сейчас у нас предлагается в сфере изменения системы налогообложения? Однозначно, работа в этом направлении будет вестись и, наверняка, примут шедулярную шкалу, которую у нас именуют прогрессивной, что неправильно. Судя по всему, сейчас обсуждается несколько вариантов. Анатолий Аксаков, председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, высказывается на эту тему довольно осторожно. Он предлагает оставить ставку 13% на доход до 5 млн. Ставку налога на доходы свыше этой суммы, по мнению Аксакова, необходимо тщательно продумать и обсудить.

Заслуживает внимания, с моей точки зрения, предложение от ЛДПР. Они предлагают установить налоговую ставку с доходов физлиц от 0% до 35% в зависимости от величины дохода. При доходе менее или равном 360 тыс. руб. за налоговый период ставка остается 0%. Ставка в 13% фиксируется при доходах от 360 тыс. до 5 млн руб. При доходе от 5 до 10 млн руб. налог будет взиматься в размере 603,2 тыс. руб. и 15% от суммы, превышающей 5 млн руб. Доход от 10 до 50 млн руб. будет облагаться налогом в 1 млн 353,2 тыс. руб., а также 25-процентным налогом от суммы, превышающей 10 млн руб. Доход в 50 до 100 млн руб. облагается налогом в 11 млн 353,2 тыс. руб., при том, что 30% взимаются от суммы дохода свыше 50 млн руб. Наконец, ставка в 35% устанавливается при доходе свыше 100 млн руб., а также взимается налог в размере 26 млн 353,2 тыс. руб. На мой взгляд, ставка 35% является все же избыточной.

Есть и довольно экзотические предложения. Например, депутат Госдумы РФ Артём Кирьянов предлагает считать высокооплачиваемыми гражданами людей с доходом от 1 млн руб. и ввести для них ставку налога 15%. Тех же, кто получает больше 10 млн руб., предлагается обложить налогом 17% и на этом остановиться. Между тем, годовой доход 1 млн руб. - это ежемесячная зарплата 83 тыс. 300 руб. Зарплата, конечно, довольно высокая, но не экстраординарная. И считать людей с миллионным доходом высокооплачиваемыми в нынешних условиях никак нельзя. Авторы подобных планов фактически пытаются, обложив повышенной ставкой налога совсем не богатеев, просто расширить налогооблагаемую базу и не трогать при этом действительно богатых людей. Что фактически выхолащивает социальную суть назревшей реформы.

Сейчас трудно сказать, какую систему налогообложения введут у нас в близком или чуть более отдаленном будущем. Стоит обратить внимание на высказывание Президента РФ, который считает, что самым низкооплачиваемым гражданам надо предоставлять всевозможные налоговые льготы, вычеты и так далее. Возможно, будущая система налогообложения в России будет базироваться в том числе и на этих предложениях.

Ну, и наконец, приведу шкалы налогообложения в некоторых странах. Например, в Швеции в среднем налог достигает 30%. В Великобритании этот показатель достигает 45%. Во Франции - столько же. В США подоходный налог - от 15 до 39% (о дифференциации по штатам я упомянул выше). Причем, максимальные значения величины налогов в этих странах накладываются на доходы вовсе не исключительно мультимиллионеров. Так, например, в Швеции, 25-процентный налог взимается с дохода свыше 604 тыс. крон (т. е. свыше примерно 60 тыс. долларов). В Британии 45-процентный налог платится с дохода свыше 150 тыс. фунтов в год (примерно 250 тыс. долларов).
Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи