Китай: путь в Европу через Иран

Как-то китайский предприниматель Жао Ру Линь, взглянув на карту на переломе веков, обнаружил к своему изумлению, что «Иран, оказывается, находится в центре всего!». В результате этого географического открытия у него появилось несколько фабрик, производящих широкий набор товаров, которые продаются как в Иране, так в и соседних странах. Он не без гордости говорит, что оказался дальновиднее иных политиков, которые теперь, провозгласив программу «Один пояс, одна дорога», приходят к нему за консультациями.

В течение тысячелетий Иран процветал как торговый «хаб» между Западом и Востоком. Похоже, сейчас эта роль получит новое наполнение в результате китайского проекта, предполагающего создание канала внешнеэкономических связей между Востоком и Западом. Китайский размах в освоении новых пространств известен, но привыкнуть к нему трудно. Да и деловитость не тривиальная. Прокрастинацией они явно не страдают - как только почувствовали выгоду и перспективу - тут же за дело. Для начала предполагается потратить до 1 триллиона долларов на строительство дорог, мостов, портов, объектов энергоснабжения в 60 странах Европы, Азии и Африки. Триллион долларов по современному курсу что-то около 60 триллионов рублей. Или четыре (!) годовых бюджета нашей страны полностью пойдут на обустройство коммуникаций между Поднебесной и Европой. Иран, исторически выступит в качестве перекрестка, находящегося в центре этого плана.

Одним из фрагментов этой геополитической мозаики, где уже кипит работа, стала восточная область. Китайские рабочие модернизируют одну из главных железнодорожных магистралей со стандартной колеей, укрепляют дорожное полотно, перестраивают мосты. Конечная цель – связать Тегеран с Туркменистаном и Афганистаном. Аналогичные работы ведутся в западной части страны, где железнодорожные рабочие сооружают путь в Турцию, с прицелом на Европу. А еще одна ветка соединит иранские города Тегеран и Мешхед с глубоководными южными портами Персидского залива.

Иран рассматривается в качестве важнейшего звена китайских амбициозных планов. Причины и географические и, к сожалению, политические. Взгляд на карту убеждает, что может быть и можно найти более короткий путь, но тогда придется затрагивать территорию России. А она рассматривается Пекином, скорее, как конкурент. Иными словами, магистраль пройдет мимо нас.

Выгодность проектируемого пути проверили экспериментально. В 2016 году Китай и Иран прогнали пробный поезд из Шанхая в Тегеран за 12 дней. Стандартное морское путешествие занимает 30 суток. Ободряющий результат, особенно с учетом того, что использовался старенький дизельный локомотив, тогда как по новому пути, который откроется в 2021 году, будут носиться электровозы со скоростью 125 миль (!) в час.

Успешность продвижения проекта обусловлена не только известной напористостью Китая при достижении поставленной цели. Присутствие китайского бизнеса (в том числе и государственного) приветствует сам Иран. За период односторонних санкций заметно укрепились внешнеторговые связи двух стран, и Китай стал основным партнером в торговых операциях, включая закупки нефти. Благоприятный климат создается для иностранного, прежде всего китайского капитала. Любитель географических открытий бизнесмен Линь получил льготные кредиты и налоговые послабления от китайского и иранского правительства. Теперь на его фабриках в Иране работают 2000 человек, которые не скрывают своего удовольствия от постоянного расширения персонала и бесперебойных расчетов по заработной плате. Большие надежды он связывает с электрифицированной дорогой Тегеран-Мешхед, строительство которой прокредитовано на 1,6 млрд. долларов Китаем. Когда она будет построена, господин Линь сможет возить товары в Европу, Польшу и (увы!) Россию. Он ожидает расширение своего бизнеса на 50%.

По поводу некоторых опасений насчет излишней привязанности к Китаю, иранские политики философски замечают, что зависимость от восточного рынка уже есть и вряд ли усилится. А грандиозный проект открывает перспективы развития экономики, что значительно важнее. Наблюдая, как государственные компании восточного соседа строят дороги по всей стране, разрабатывают шахты, выплавляют сталь, а улицы оглашают клаксоны китайских автомобилей, иранские политические лидеры полагают, что на этой волне и они достигнут успехов в собственном хозяйстве. Эксперты в качестве «пятен роста» называют инфраструктуру, городское планирование, культурный обмен, туризм, резюмируя: «Какой проект ни возьми, любой будет находиться под этим зонтиком». Напомним, что в Иране проживает 80 млн. человек, и по данным на 2015 год страна занимала 19 место в мире по валовому внутреннему продукту (ВВП), рассчитанному по паритету покупательной силы. Вполне подходящие потенциальные данные для регионального тяжеловеса. Нашего соседа.

Экономики без политики не бывает, поэтому уместно обратить внимание на мнение иранского заместителя министра дорожного строительства и городского хозяйства Асгхара Фахрейн-Кашана, курирующего проект: «Китайский план построен таким образом, что его реализация позволит установить гегемонию над половиной мира».

Чем не иллюстрация к вопросу о пользе изучения географических карт и деловой расторопности.

Михаил Беляев, главный экономист ИФРУ, ведущий аналитик Агентства СЗК

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи