Госдума РФ: Для «экологичной» угольной генерации нужны господдержка и экономические стимулы

Таков главный вывод по итогам «круглого стола» на тему «О Программе экологизации угольной генерации Российской Федерации», проведенного Комитетом Государственной Думы РФ по энергетике, сообщает парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов. 

В обсуждении проблем угольной генерации приняли участие представители Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов и экологии, Экспертного Совета при Правительстве России, представители генерирующих компаний и отраслевые эксперты. 

Открывая мероприятие, председатель Комитета ГД РФ по энергетике Павел Завальный отметил, что экологический аспект энергетики сегодня выходит на первый план во всем мире. Россия также уделяет ему все большее внимание. В 2016 году мы подписали Парижское соглашение по климату, предусматривающее, в том числе, разработку до 2020 года Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем эмиссии парниковых газов на период до 2050 года. В стране принят и вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этим документам, планируется переход предприятий ТЭК на новейшие технологии, в том числе и экологически безопасные. 

"Круглый стол" в ГД РФ. Фото: Агентство СЗК

Угольная индустрия России — одна из ключевых отраслей нашей экономики. Она обеспечивает более 150 тыс. рабочих мест в добыче и переработке угля и десятки тысяч рабочих мест в смежных отраслях индустрии и энергетики. Для России и Китая, например, она является одной из приоритетных на сегодняшний день. 

Между тем, ситуация в угольной генерации сегодня является самой сложной с точки зрения экологии. В стране существует несколько сотен электростанций и ТЭЦ, работающих на угле. Угольная генерация производит около 17% электроэнергии и около 20% тепла в России. Для многих городов и даже регионов она является системообразующей. При этом угольные ТЭС существенно отстают в технологическом отношении от современных требований, они являются источником загрязнения окружающей среды за счет концентрирования большого количества вредных веществ в золошлаковых отходах (ЗШО) и в выбросах в атмосферу. Не решена проблема утилизации и полезного использования золошлаковых отходов. 

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года предусматривает расширенное внедрение новых экологически чистых и высокоэффективных технологий сжигания угля в тепловых электростанциях, обеспечивающих уменьшение вредного воздействия угольных ТЭС России на окружающую среду. Однако по состоянию на текущий момент эти положения не выполняются. 

«Все это отрицательно сказывается на перспективах угольной генерации в стране, заставляет компании переводить генерирующие мощности на природный газ, сокращает ее долю в энергобалансе России. Но если запасов газа в стране – на десятки лет, то угля – на сотни. Поэтому повышение экологической и экономической эффективности угольной генерации, в том числе, и методами законодательного регулирования – стратегическая задача», подчеркнул П.Завальный. 

Заместитель председателя Комитета по энергетике Дмитрий Исламов, курирующий угольную отрасль, в своем выступлении на «круглом столе» подчеркнул важную роль угольной отрасли в мировом энергобалансе. В мировых масштабах этот вид топлива продолжает доминировать при производстве электроэнергии, обеспечивая более 40% общего объема ее выработки в мире. 

Заместитель директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Виктория Венчикова отметила, что с утверждением в апреле 2017 года государственной Стратегии России в области экологической безопасности в стране ведется значительное преобразование экологической политики. Важнейшей частью этой политики является перевод экологически небезопасных отраслей отечественной промышленности на наилучшие доступные технологии (НДТ), уже показавшие свою экономическую и экологическую эффективность. Угольная генерация относится как раз к таким отраслям. 

Сегодня, как сообщила Венчикова, разрабатывается необходимое нормативное обеспечение и справочники НДТ, с помощью которых предприятия смогут быстро определиться, каким именно технологиям им следует отдать предпочтение. К тем же субъектам экономической деятельности, которые не будет следовать предписанным законом требованиям по переходу на НДТ, будут применяться жестокие повышающие коэффициенты к ставкам платы за выбросы. 

Многие участники «круглого стола» обращали внимание депутатов на несовершенство механизмов, заложенных в закон об НДТ. Внедрение НДТ в основном осуществляется путем увеличения финансовой нагрузки на предприятия угольной генерации. Одновременно генерирующие предприятия лишены возможности привлекать реальные экономические инструменты – льготное кредитование, налоговые льготы, учет затрат в тарифной политике. В связи с этим, как подчеркивали участники обсуждения, назрела необходимость его дополнения конкретными механизмами экономического стимулирования. 

Много выступлений на «круглом столе» было посвящено проблеме использования ЗШО. По словам заместителя председателя комитета «Деловой России» по природопользованию и экологии Андрея Калачева, сегодня 73% ЗШО идут в отвалы, отравляя почву и воду, всего 18% используются самими электростанциями и лишь 9% поступают в переработку и на рынок. Примерно у 110 крупных станций из 172 золоотвалы исчерпали свои мощности на приём ЗШО. У остальных станций срок их работы не превышает 10 лет. При этом зола – это ценное сырье, которое может быть использовано и в углехимии, и в строительной промышленности. Для изменения подходов к ЗШО, повышения эффективности и  привлекательности их утилизации и переработки необходимы государственные программы софинансирования таких проектов. Экономически обоснованные проектные решения существуют уже сегодня. 

Немало выступлений на «круглом столе» было посвящено теме Парижского соглашения по климату. Как отметил директор по стратегии АО «СУЭК» Владимир Тузов, борьба с выбросами парниковых газов преследует скорее экономические, а не экологические цели. Ряд развитых стран, преимущественно европейских, заинтересован в ограничении зависимости от импорта энергоресурсов, что можно осуществить за счёт развития «безуглеродной» энергетики. Напротив, ограничение выбросов парниковых газов не входит в интересы стран-экспортёров ископаемого топлива, а также стран, производящих энергоёмкую продукцию. Вторая группа стран включает Россию и многие развивающиеся страны. Поэтому нашей стране нужен специальный план мер по реализации Парижского соглашения, исходя из приоритетности учета задач социально-экономического развития Российской Федерации. Важно не допустить негативного влияния принимаемых  решений на экономику страны, чтобы не ослабить позиции в глобальной конкуренции. 

По итогам «круглого стола» Комитетом по энергетике будут утверждены рекомендации в адрес Правительства России, Министерства энергетики, Министерства природных ресурсов и экологии, а также Государственной Думы. Они будут касаться обращения с ЗШО, мер экономического стимулирования перехода на наилучшие доступные технологии, балансировки ценообразования на природный газ и уголь для  развития межтопливной конкуренции, уточнения позиции России в отношении Парижского соглашения по климату и ряда других моментов. 

Вадим Лапунов, парламентский корреспондент Агентства СЗК

Автор
Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов
Агентство СЗК

Беседовал парламентский корреспондент Агентства СЗК Вадим Лапунов

Похожие статьи