Байкал спустят в трубу?

На днях озеро Байкал опять стало ньюсмейкером. А именно, британская газета The Guardian сообщила, что в Институте городского и сельского планирования китайского города Ланьчжоу в очередной раз заговорили о проекте отвода части пресной воды из озера Байкал в засушливые районы северо-запада Китая. 

Ланьчжоу — столица северной провинции Ганьсу (население провинции 25,5 млн человек), которая испытывает серьезные трудности из-за недостатка воды, в 2016 году там выпало всего 380 миллиметров осадков. Вот китайским специалистам и пришла в голову замечательная идея – проложить трубопровод длиной свыше одной тысячи километров от юго-западной оконечности озера Байкал, через территорию Монголии, пустыню Гоби до города Ланьчжоу. 

Этот проект родился не сегодня – о подобной схеме переброски воды ещё в 2012 году писал Ли Луоли — заместитель руководителя исследовательского центра «Китайский институт развития» в книге «Североазиатская экономическая зона». 

А сегодня из-за серьезного политического и экономического сближения России с Китаем шансы реализации проекта переброски байкальской воды в северные районы этой страны становятся все более реальными. 

С точки зрения китайских специалистов, проект выгоден обеим сторонам. Китай решает проблему дефицита воды (имея 20% мирового населения, страна располагает всего 7% запасов воды). Для России же экспорт байкальской воды станет источником стабильного финансирования развития Сибири. 

Отметим, что российские власти уже не первый год поговаривают о возможности торговать водными ресурсами страны, в том числе Байкала. В 2015 году глава Бурятии Александр Наговицин предлагал продавать бутилированную байкальскую воду «по цене выше бензина». 

Вопрос переброски воды из Сибири в Китай поднимался также весной 2016 года во время визита в КНР министра сельского хозяйства России Александра Ткачева. Однако тогда речь шла о предложении направить в Китай реки Алтая через территорию Казахстана. Как заявил тогда Ткачёв, «снабжение засушливых районов Китая пресной водой возможно только при соблюдении интересов РФ», и реализовывать такой проект в ближайшее время не планируется. 

А вот сегодня уже всерьез говорят о проекте переброски воды уже непосредственно из Байкала. Российские ученые в 2012 году встретили идею в штыки. А вот ныне, когда кремлевская политика уже имеет отчетливый китайский вектор, отношение к идее водопровода меняется на глазах. Например, директор Лимнологического института академик Михаил Грачёв полагает, что «никакая труба не сможет забрать сколько-нибудь значимый объем воды из Байкала». Китайский трубопровод заберет в разы меньше, чем озеро и так сбрасывает в Ангару. 

Сторонники переброски байкальской воды козыряют ее ценой на мировых рынках, которая, мол, доходит до 100 рублей за кубический метр. Это же какие деньжищи можно получить! Да байкальская вода – это же стратегический товар, как нефть и газ! (К слову, стоит в нашей стране что-то обозначить как стратегический продукт– как к нему слетаются со всех сторон стаи воронья. И через несколько лет вместо национального богатства – бульдозеры, экскаваторы, вышки, загаженные пустыри, и «многоэтажные» свалки). 

На самом деле, никто всерьез не просчитывал ни экономических, ни тем более экологических последствий прокладки и ввода в эксплуатацию трубопровода. 

В настоящий момент ни один специалист не станет утверждать, что вода из Байкала, протекая по трубе в течение недели, останется питьевой, сохранив свои уникальные свойства. 

И кто решил, что в Китае готовы покупать все, что выйдет из трубы, по 100 рублей за кубометр? 

Тех, кто ратует за переброс байкальской воды, видимо, нисколько не смущает то, что Китай в последнее время все более внимательно присматривается к Байкалу. Байкальский регион интересует нашего восточного соседа и как туристический объект, и как ресурс — вода, газ, минералы, земля. 

Скажем, недавно в Пекине был подписан меморандум о сотрудничестве между российской компанией «Гранд Байкал» и китайской «Чжунцзинсинь». Согласно документу, Китай планирует инвестировать 11 млрд. долларов в создание в Байкальском регионе современного туристического кластера мирового уровня. Предполагается, что базовой площадкой реализации проекта станет, скорее всего, территория бывшего Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в г. Байкальске. Кроме туробъектов планируется построить транспортную и логистическую инфраструктуры. 

Уже сейчас Китай охотно вкладывается в строительство и развитие лесопромышленного комплекса в российских приграничных регионах. 

И в будущем этот китайский интерес будет лишь возрастать. Хотя бы только из-за дефицита питьевой воды, которая, как считает российский экономист Алексей Бердников, является оборотной стороной промышленной революции. «За последние 20 лет на территории страны было фактически уничтожено более 30 тыс. рек. 400 китайских городов испытывают постоянную нехватку воды. Еще через 20 лет, по прогнозам экологов, уровень дефицита пресной воды в Китае будет примерно таким же, как в странах Центральной Африки», - заявил ученый. Хватит ли тогда Китаю воды трубопровода Байкал – Ланьчжоу, буде он проложен? И не согласимся ли мы лет этак через 50 на строительство уже нескольких десятков труб для перекачки байкальской воды в страждущий Китай? Сидим же на «нефтяной игле» уже несколько десятилетий. А чем «водяная игла» хуже? 

Владимир Капитонов, Агентство ФинЭк

Автор
Агентство СЗК

Владимир Капитонов

Похожие статьи