Нефтяные разводы экономики РФ: сколько рублей в одном долларе?

Рубль обваливается, сбережения тают, а курс доллара и евро зашкаливает. С началом года россияне следят за актуальными котировками нефти и другими экономическими показателями, которые стали личным делом каждого, поскольку влияют на уровень жизни. Ведущие экономисты объяснили латвийской газете "Вести Сегодня" , что происходит с нефтью и долларом и почему Китай во всем виноват.

Доллар за 120 рублей

«Китай чихнул, а весь мир простудился", — эта поговорка характеризует экономическую ситуацию во всем мире и в России.

Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташев уверен, что нынешний год — год Китая, а точнее — развития китайского экономического кризиса:

— Мы все видели, как в прошлом году китайский фондовый рынок обвалился больше чем на 40%, потом стабилизировался, а потом в январе опять падение, которое вызвало инерцию по всему миру. Ценные бумаги снижаются одновременно с нефтью. Объективно китайский юань будет продолжать падать, соответственно нефть — тоже, так что до лета ослабление рубля неизбежно. Дно трудно определить, но не исключено, что будет 120 рублей за доллар.

Известна формула: 3700 рублей делим на цену нефти марки Brent и получаем выполнимый для России курс, при этом рентабельность сырьевых корпораций не становится проблемой. Если по этой формуле, то курс доллара сейчас как раз и должен быть около 120 рублей.

Некоторые даже заговорили, что рубль отвязался от нефти, но дело в том, что вся российская экономика не отвязалась.

Экономист, доцент факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Сергей Хестанов отмечает следующие важные события 2015 года:

— Первое — импортозамещения не случилось — этот процесс слишком мал, чтобы оказывать существенное влияние на экономику. Второе — ставка на Китай не сработала, товарооборот упал на 28%. И третье — с 2014 года нефть упала в три раза.

Из этого следует, что все проблемы российского бюджета будут решаться за счет девальвации рубля. На курс рубля влияет множество факторов, но сильнее всего — пресловутая нефть. Упало наполнение бюджета за счет экспорта нефти. Второй параметр — расходная часть бюджета. Чем больше заложить расходов в бюджет, тем более низкий курс рубля потребуется, чтобы сбалансировать бюджет. И третий параметр — использование резервного фонда. Сейчас четко взят курс на сбалансированость бюджета. Пока дефицит около 3%, бюджет остается управляемым. В прошлом году он составлял 2,6%, что с точки зрения минфина — успех. Скорее всего, тенденция сохранится, следовательно, будет девальвация — это горькое лекарство, которым будут компенсировать проблемы бюджета. Официально треть потребительской корзины — это импорт в магазинах, поэтому цены растут...

Куда плывет нефть

Что касается цен на нефть, то, по мнению Сергея Хестанова, это самый сложный для прогнозирования предмет:

— Одно можно сказать уверенно: нефть ищет равновесия. Есть избыток предложения — от 1,5 до 2,5 млн. баррелей в сутки, это много. По мере снижения цены на нефть часть проектов становятся нерентабельными, а значит новые месторождения будут закрыты. Даже старые нефтяники затрудняются предсказать, когда падение цены остановится и как долго нефтяные компании могут себе позволить добывать нефть по цене ниже себестоимости – скорее всего, 2-3 квартала. По прошествии этого времени начинается сокращение производства...

По мнению экспертов, только к началу следующего холодного сезона появится какая-то ясность. До лета добычу будут сохранять, потому что в холоднее время года ее технически трудно законсервировать. Какие-то глобальные решения возможны только летом.

Терпение населения не безгранично

В свою очередь известный политолог Михаил Делягин обращает внимание на то, что нынешний кризис ударил по положению населения и это может иметь серьезные социальные последствия:

— Розничный товарооборот снизился на 10 процентов. По опросам социологов, реально россияне ощущают инфляцию на 26%, то есть в два раза больше. Надо еще помнить, что материальное положение жителей России крайне неравномерное. И происходили серьезные социальные конфликты, когда люди узнавали размер средней зарплаты на их предприятии. Например, в Междуреченске в 2010 году шахтеры вышли на площадь, чтобы узнать, кто там у них получает 80 тысяч рублей... То же самое происходит по всей стране. В условиях коррумпированной высокомонополизированной экономики верхние 3-5% населения свои доходы не снижает никогда, а то и наращивают. Следовательно у 90 процентов потребление сокращается на 25-30%. Уровень жизни россиян снижается с 2013 года, причем не меньше, чем на 40%. Терпение людей не безгранично. И я думаю, что в этом году оно будет купировано предстоящими выборами. Но если социальная политика не изменится, если не перейти от разворовывания советского наследия к попыткам созидания страны, то 2017 год станет 17-м не в календарном, а в историческом смысле...

Сырье как наркотик

Рано или поздно в России произойдет слезание с нефтяной иглы — просто потому, что размеры нефтяной подпитки для бюджета сокращаются. Как выразился Василий Колташев, «наркоман и рад оставаться на игле, но наркотик в организм не поступает». Когда говорится об экономиках, которые используют доллар, евро и юань, это импортеры нефти, и для них ее удешевление — это благо. Для экспортеров, естественно, — плохо. Это рубль, норвежская крона, тенге и другие.

Уже не один десяток лет говорится об уходе от экспорта сырья к производству продуктов с более высокой добавленной стоимостью. Простой пример — с газохимией, в этой отрасли производство продуктов в семь раз выгоднее, чем экспорт газа.

Нынешняя структура экономики создалась довольно давно, считает Сергей Хестанов:

— Если заглянуть в историю СССР, то, скорее всего, поворотным пунктом было сворачивание косыгинской реформы. Следующая пятилетка вошла в историю как золотая, поскольку она по сути допустила послабления в жесткой плановой экономике, которые потом реализовал в своей политике Дэн Сяо Пин в Китае.

К сожалению, в 1973 году произошла арабо-израильская война, нефть взлетела за год в четыре раза, на СССР пролился золотой дождь. И, скорее всего, выбор, который определяет сегодняшние проблемы, был сделан именно тогда. Были построены нефтепроводы, соответственно с тех пор и определилась высокая степень зависимости экономики от экспорта сырья.

В 2014 году сработал так называемый закон Саймона: труд всегда дороже сырья. Как только появляется сырье, которое длительное время стоит дорого, вскоре появляется либо альтернативная технология добычи (привет от сланцевого газа и нефти), либо изобретают технологию, как без этого дорогого сырья обойтись.

Последнюю мысль хорошо иллюстрируют события в Чили. Если в СССР шли нефтедоллары, то в Чили шли медные доллары. Сальвадор Альенде строил на эти деньги социализм. А потом в электротехнику пришел алюминий, потеснив медь для некоторых промышленных применений, и цены упали. Плюс к этому было открыто немало месторождений. Как следствие — смена режима, вместо Альенде пришел Пиночет. Более 50 лет считалось, что закон Саймона действует на все, кроме нефти. Но осенью 2014 года он сработал.

Кстати, огромными запасами сланцевой нефти и газа располагает Китай. Даже сложно представить себе, что будет, если он освоит массовую добычу. Поэтому вклад нефти и газа в экономику будет снижаться, Россию ждет сложный период. Но усилия, которые сейчас принимаются по балансировке монетарного бюджета, внушают надежду.

 

http://ru.bb.vesti.lv/finansi/item/9164338-neftyanye-razvody-ekonomiki-rf-skolko-rublej-v-odnom-dollare

Автор
собственный корреспондент «Вестей Сегодня» в Москве

Вита Штейн

Похожие статьи