Малый и средний бизнес: как решить проблемы с финансированием

На днях в Москве прошла презентация исследования уровня доступности финансовых услуг для малого и среднего бизнеса – Финдекс МСП, проведенного в начале текущего года Аналитическим центром НАФИ совместно с МСП Банком и "Деловой Россией".

«Цель нашего исследования – проанализировать доступность финансовых продуктов для МСП, информированность малого бизнеса о различных финансовых институтах, их предложениях и инфраструктуре, – отметил управляющий партнер Аналитического центра НАФИ Павел Самиев. – Мы также изучили и информационную среду – насколько бизнес сам понимает, какие из финансовых услуг ему доступны».

Эксперт отметил, что были также исследованы барьеры, которые не дают МСП развиваться и использовать возможности, которые может предоставить финансовый рынок.

Результаты всероссийского опроса 1544 руководителей МСП показали, что предприниматели оценивают доступность финансирования как «среднюю», с преобладанием негативных оценок. Значение индекса доступности заемного финансирования для МСП (Findex SME), составило 47 баллов из 100 возможных. Выше всего предприниматели оценивают качество финансовой инфраструктуры (67 баллов), ниже всего — доступность заемных средств (43 балла). Качество информационной среды представители бизнеса оценили в 48 баллов: многие предприниматели не знают или имеют мало опыта использования того или иного финансового продукта.

Индекс доступности финансовых услуг представляет собой агрегированный относительный показатель, характеризующий уровень финансовой доступности с трех позиций: оценка удовлетворенности банковской инфраструктурой; уровень пользования финансовыми услугами; оценка качества информационной среды и системы защиты прав предпринимателей.

Исследование показало, что за последние полгода за кредитами и займами обращался каждый пятый предприниматель (21%), среди них 82% смогли получить финансирование в полном объеме или частично. При этом каждый четвертый (27%), бравший кредит, оформлял его как физическое, а не как юридическое лицо.

90% представителей малого и среднего бизнеса не собираются брать кредиты в ближайшее время, учитывая доступные в настоящее время на рынке ставки и сроки. А из 10% предпринимателей, имеющих потребность в кредитовании, оформлять кредит в 2016 году планирует только треть — 34%. Что касается других форм заемного финансирования — лизинга и факторинга, они также не очень популярны. К услугам лизинговых компаний прибегали лишь 13% опрошенных, к факторингу — 5%.

При этом только 23% российских предпринимателей МСП ожидают роста доступности финансирования в ближайшие полгода. Снижение доступности заемных ресурсов прогнозируют 49% опрошенных.

«Большинство опрошенных не хотят привлекать заемные средства потому, что не могут себе этого позволить: ставки по кредитам у нас в 3-4 раза превышают рентабельность бизнеса, – считает руководитель Аналитического центра общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Анастасия Алехнович. - Мы изначально предлагаем кредиты на условиях, по которым нормальный рабочий бизнес их брать не будет».

Если доступность финансовых услуг вызывает достаточно много нареканий со стороны представителей МСП, то банковское сообщество настроено более оптимистично.

Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев считает, что несмотря на кризис, банки должны предлагать свои услуги как крупными компаниям, так и МСП. «Банки живут за счет кредитов. И у каждого есть свое направление - кто-то занимается крупным, кто-то очень крупным, а кто-то малым и средним бизнесом. Так что мы заинтересованы в работе с самыми разными клиентами», – говорит он.

Одним из банков федерального уровня, активно развивающим работу с малыми и средними предприятиями является банк «Югра». Еще с прошлого года он зарезервировал 14 млрд. рублей на поддержку МСП.

«Мы активизировали сотрудничество с Корпорацией МСП, вошли в состав рабочей группы по интеграции банков в более активное кредитование малого и среднего бизнеса в регионах, – говорит президент банка Алексей Нефедов. – Банк ориентируется на то, чтобы кредитовать перспективные небольшие предприятия. Это укрепляет наш кредитный портфель и, способствует оживлению экономики регионов с нашим присутствием».

В целом, результаты исследования свидетельствуют о невысоком уровне доступности финансовых услуг для МСП в России. Да и прогнозы со стороны бизнеса пессимистичны - большая часть компаний ожидает дальнейшего снижения доступности финансирования.

При этом эксперты оценивают само исследование положительно, поскольку оно является своего рода формой обратной связи и позволяет определить наиболее эффективные меры по поддержке МСП. Например, внедрение современных зарубежных технологий оценки рисков, развитие систем кредитных историй, программ обучения предпринимателей финансовой грамотности, запуск целевых государственных программ по стимулированию старт-апов и т.д.

В настоящее время в России по данным Корпорации МСП зарегистрировано примерно 5 млн. малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей. Причем половина из них вообще не работают либо сдают нулевую отчетность.

Автор
Агентство ФинЭк

Алексей Ветров

Похожие статьи