Банк России: Играть будут по известным правилам, но в свисток свистеть чаще

Смена основных фигур надзорного блока Банка России выглядит вполне логичной. Практически непрерывные отзывы лицензий у кредитных организаций, причем как у малых, так и из первой сотни, у московских и региональных свидетельствуют о запущенности надзорного хозяйства. А если принять во внимание, что лицензии отзывались (если судить по пресс-релизам регулятора, по каждому такому случаю) по одним и тем же основаниям, то напрашивается вывод о системном характере проблем в банковском сообществе. Причем, не просто проблем, так сказать, операционного свойства (бизнес есть бизнес – с кем не бывает), а проблем весьма тревожных – рискованная кредитная политика, недосоздание резервов на возможные потери по ссудам и, как следствие, после правильного начисления резервов утрата собственного капитала. 

Но, главное, что «через один», а то и чаще, указывалось на нарушение требование ФЗ № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Так что основания для «прополки» банковской системы весьма веские, и лица, руководившие надзором и допустившие такое положение, вполне логично должны заняться теперь чем-нибудь другим. 

Но теперь финансовый мир волнует другой вопрос – что будет? Чего ждать? Проще всего ответить касательно денежно-кредитной политики. Глава мегарегулятора взяла вожжи в свои руки, возглавив Комитет по кредитно-денежной политике. Но поскольку, как нетрудно догадаться и без инсайдерской информации, председатель главного банка страны и прежде не стоял в стороне от этого процесса, то никаких радикальных изменений не предвидится. Политика будет оставаться, как и обещали, умеренно-жесткой, но скорее всего с постепенным креном в сторону смягчения. Не так важно, как это будут объяснять - снижением ли инфляции, прибегать к другим аргументам - важно, что ставку, весьма вероятно, будут все-таки снижать, давая возможность развиваться экономике, что оказывает сильное антиинфляционное воздействие. И вот это последнее имеет значение. 

Но ведь кадровые изменения произошли в надзорном блоке. Что же произойдет на этом важнейшем направлении деятельности? Исходить, видимо, нужно из того, что ситуация в банковской системе действительно нетерпимая. Лицензии можно и нужно отзывать, чтобы очистить сообщество. Но чтобы история не повторилась, следует усилить пруденциальный надзор. То есть такой надзор, который на самых ранних стадиях по отчетности банков «засекает» у них проблемы и различные нарушения законодательства. И пока болезнь не запущена, принимает меры «надзорного реагирования». Надо сказать, что новое ответственное лицо в этом деле большой знаток и авторитет. Понятно, что не всем пруденциальный надзор придется по душе. Но играть придется по новым правилам, вернее по старым, только в судейский свисток будут свистеть почаще, чтобы не допускать грубых фолов. 

Понятно и то, что отзывы лицензий будут еще некоторое время продолжаться. Ведь не все банки, несмотря на почти трехлетний цикл интенсивного отзыва документов, разрешающих банковскую деятельность, встали «на путь исправления» и продолжают участвовать в сомнительных финансовых схемах, обналичивании денег и выводе средств за рубеж. Вся эта деятельность подробно и полно обрисована в уже упоминавшемся законе № 115. Было бы странно, если бы не нашлись аналитики, которые высказывают опасения по поводу того, что, мол, конкуренция упадет, банков для развития бизнеса в реальной сфере не хватит и так далее, вряд ли состоятельны. 

О конкуренции в банковской сфере у нас можно говорить с большой натяжкой. При наличии фактического банка – монополиста (имеется в виду «Сбербанк») и еще десятка менее крупных, но подавляющих своими масштабами все остальные, всерьез говорить о соперничестве вряд ли кто-то рискнет. При том, что «остальные» занимают свои ниши и могут вполне нормально продолжать работать со своими клиентами при условии, конечно, соблюдения требований законодательства. И для них, собственно, не имеет большого  значения, останется ли 300 банков, 400 или 500. 

А для развития бизнеса важно не число банков. Важно их географическое размещение, присутствие банковского учреждения там, где этого требует бизнес. А еще действительно важно наличие ресурсов в банковской сфере. Прежняя практика очищения банковской системы почему-то постоянно сталкивалась с ситуацией, когда к моменту отзыва лицензии в банке решительно не оказывалось денег. Активы каким-то волшебным образом исчезали буквально накануне события. Естественно предположить, что обновленный надзор подумает и в этом направлении. 

И не только подумает, но и примет реальные меры к реальному оздоровлению банковской системы. 

Михаил Беляев, ведущий аналитик Агентства ФинЭк

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи