Как оценить надежность клиента и снизить риск неплатежей

В кризис стоит особенно вдумчиво подходить к вопросу об отсрочках оплаты. Лучше всего вообще перейти на работу по предоплате. Но если без отсрочек не обойтись - берите пример с банков и проводите хотя бы минимальный анализ надежности клиентов, чтобы снизить риск неплатежей.

  1. Если клиент новый - обязательно проверьте выписку из ЕГРЮЛ по нему (https://egrul.nalog.ru/). Из выписки станет ясно, действующая ли компания, как давно она работает, кто учредители и руководители. В дополнение к этому стоит проверить клиента на упоминание во всевозможных базах "проблемных" компаний. Например, в реестрах организаций-должников ФНС (https://service.nalog.ru/zd.do), организаций с фиктивным адресом (https://service.nalog.ru/baddr.do), недобросовестных поставщиков (http://rnp.fas.gov.ru/) и т.д.
  2. По действующим клиентам обязательно ведите статистику дебиторской задолженности. История финансовых отношений с клиентом, а именно частота, суммы и продолжительность просрочек, поможет принять верное решение о дальнейшей работе с ним.
  3. Отслеживайте финансовое состояние крупных клиентов. Для этого одним из условий договора можно сделать регулярное предоставление финансовой отчетности.
  4. Перед принятием решения об очередной отсрочке для клиента, проанализируйте его финансовую отчетность за несколько последних отчетных дат (баланс и отчет о прибылях и убытках). Если нет возможности провести детальный анализ, посчитайте хотя бы базовые коэффициенты - текущую ликвидность (хватает ли у компании ликвидных активов для покрытия "коротких" долгов), долю собственного капитала в оборотных средствах, соотношение собственных и заемных средств. Понятно, что чем подробнее анализ, тем больше уверенности в его результатах.
  5. Если остаются сомнения в платежеспособности крупного клиента, который настаивает на отсрочке оплаты, обсудите возможность подключения таких инструментов как поручительство, банковская гарантия или аккредитив.
  6. Регулярно контролируйте состояние своей "дебиторки", чтобы вовремя отследить проблемные сделки.

 

http://www.dk.ru/blogs/post/kak-otsenit-nadezhnost-klienta-i-snizit-risk-neplatezhey

Автор
сооснователь Sapfir Capital

Александр Журба

Похожие статьи