Вместо банков-санаторов – ЦБ: новое – это хорошо забытое старое

Сообщение главы Центробанка на XXV банковском конгрессе, который проходит в настоящее время в Санкт-Петербурге, особой новизной не отличалось. Все те же давно знакомые пассажи про инфляцию, ключевую ставку, ожидаемый экономический рост в 1,5-2 % незамедлительно после подавления роста цен до заветных 4 %, заверения в отсутствии угрозы дефляции, хотя она и так не просматривается даже на горизонте и так далее.

Но промелькнуло и кое-что новенькое. А именно - трансформация подходов к санации банков. Неудовлетворенность состоянием дел с оздоровлением финансово неблагополучных кредитных организаций отмечалась еще весной на съезде АРБ. Тогда руководитель мегарегулятора поведала, что банки-санаторы не всегда должным образом подходят к возложенным на них обязанностям: и собственных денег у них не всегда хватает, и те, которые им выделяются на процедуры по восстановлению работоспособности плохих банков, они нередко используют в собственных корыстных целях, а то и вовсе пытаются замаскировать процедурой санации свои огрехи. Тогда резюме было довольно мягким и расплывчатым. Регулятор пообещал усилить контроль за процедурой и более тщательно и требовательно подходить к выбору банка-санатора.

На петербургском форуме формулировка была более определенной и жесткой. Мегарегулятор решил функцию санирования взять на себя и, думается, не без оснований. Смысл санации заключается в том, чтобы привести банк в рабочее состояние. Не просто дать определенную сумму средств для восстановления баланса, а переформатировать системы управления, помочь составить перспективный бизнес-план, поменять руководство, наконец. Иными словами, устранить все те обстоятельства (читай, менеджмент), которые завели кредитную организацию в финансовый тупик. Банк-санатор, как рыночная и коммерческая структура, в таком итоге заинтересован чисто теоретически. То есть никак. А значит и общественнозначимого результата от него ждать не приходится. В то время как в обязанности регулятора входит поддержание банковской системы в устойчивом и функционирующем состоянии. То есть оздоровление банков – его прямая и непосредственная обязанность. Разницу в целях уловить нетрудно. Уже не говоря о том, что для санации, если ее проводить на серьезном уровне, необходимо наличие специальных кадров – аналитиков, мастеров перспективного планирования, специалистов по персоналу, формированию структуры кредитной организации. Нетрудно предположить, что мегарегулятор в этом отношении располагает куда более широкими возможностями, чем коммерческий банк, претендующий на роль санатора.

Оздоровленный и приведенный в порядок банк планируется продать новым владельцам по рыночной стоимости. Предполагается, что банковское сообщество получит достойного члена, а затраченные деньги вернутся в специально созданный для этих целей с пока еще условным названием «Фонд оздоровления».

И, наконец, последнее. Для Центрального Банка эта деятельность не нова. Пару десятков лет тому назад в аппарате на Неглинке был специальный департамент, занимавшийся санацией, а в каждом территориальном учреждении – управление. Так что мелькнувшее новенькое – это не совсем забытое старенькое. Что, наверное, неплохо.

Автор
Михаил Беляев, кандидат экономических наук
кандидат экономических наук, ведущий аналитик Агентства СЗК

Михаил Беляев, кандидат экономических наук

Автор аналитических и публицистических материалов по актуальным проблемам российской экономики, а также международных экономических отношений
Похожие статьи