Мария Полякова: Децл и поколение «нэкст»

На днях новостной контент был заполнен одной главной новостью, которая возглавила топ Яндекса. Умер рэп исполнитель Децл. У него остановилось сердце после концерта в Ижевске. Ему было 35 лет, у него остались сын и жена. 

Знаменитости кинулись публично признаваться в любви и дружбе парню, про которого ничего не было слышно уже лет 15 как. Молодежь сегодня понятия не имеет, кто это, по какой причине уже несколько дней так активно обсуждают его смерть. А если кто из молодых попробовал послушать его песни, то и вовсе разочаровался. Какой то допотопный бит, тексты детские. 

В далеком-предалеком 1999 году на музыкальном небосклоне плохой российской эстрады появился парень, который объявил себя рэпером, надел штаны-трубы, на голове у него были дреды. Парень называл себя Децл, что в переводе с жаргона означает мало, чуть-чуть. С головокружительной скоростью, при помощи папы-миллионера парень стал не просто популярным. Это был культ. Все знали наизусть его песни, каждая новая, при том, что никакого интернета тогда не было, моментально становилась хитом. Среди тех, кому сегодня за 30, нет таких, которые бы не смогли продолжить строчку «Мои слезы, моя печаль», ну или «Вечеринка у Децла дома». Никакого гламура в нём не было, он был, действительно, «парень из соседнего двора». 

20 лет назад, когда деревья были большими, выбора музыки как такового у молодежи не существовало. Мы слушали либо «Руки вверх», либо «Адреналин», либо Децла. Музыкальных направлений было от силы три, компьютеров почти никто не имел, зато были кассеты, на каждую сторону которой влезало по несколько песен. Для того, чтобы продолжить слушать кассету, ее нужно было перевернуть. Плееры - это было преимущество тех семей, которые могли себе их позволить финансово. Развлечений у нашего поколения MTV было очень мало. Самым большим счастьем было вырваться из дома, чтобы «затусить» с приятелями, самым дорогим было общение с другом, самым ценным было человеческое доверие. 

Можно сколько угодно ругать поколение «нэкст», однако мы были искренни, честны, беззащитны, часто не понимали что делаем, мы просто торопились повзрослеть, потому что нам казалось, что нет счастья большего, чем свобода действий, которая есть у взрослых. Что ж, мы повзрослели, и теперь оказывается, что нет большего счастья, чем те далекие дни, проведенные во дворах, на «коробках», под ту музыку, которая сопровождала теплые летние вечера. Взрослая жизнь оказалась довольно унылой, в ней куда больше несвободы, чем тогда, когда надо было просто прийти домой вовремя. 

Через какое-то время такой исполнитель, как Децл пропал со всех радаров, ещё через несколько лет про него вспомнили. Выяснилось, что когда его влиятельный отец развелся с его матерью, Кирилл Толмацкий (настоящее имя) полностью принял сторону матери, отказался от любого общения с родителем, которого посчитал предателем, как и от его денег, на которые он вырос в более чем комфортных условиях. Понимал ли он, что ставит крест на своей карьере? Безусловно, да. Поступил ли он, как человек имеющий достоинство? Безусловно, да. Теперь, много лет спустя, слушая его песни, обнаруживаешь и еще кое-что. В них нет мата, нет пропаганды наркотиков, тем секса, вообще нет никакой грязи. Все его песни про каждого из нас, детей того поколения. Про непонимание родителей, проблемы в школе, ссоры с друзьями, а ещё про то, как важно отстаивать свою честь. Странно, не правда ли? Рэп и такие темы кажутся совершенно непересекающимися. 

Если послушать тех, кому внимают дети сегодня, то становится страшно – эти песни как раз с точностью наоборот, это пропаганда наркотиков, сплошной мат, это чуть ли не призыв к суициду. Вся жизнь сегодняшнего подростка - это «Синий кит», который озвучивают очень популярные рэп-исполнители. 

Ни один нынешний музыкант не может сравниться по уровню популярности, с тем, кто был популярен тогда, 20 лет назад. Повторить тот успех теперь не под силу никому. Именно по этой причине лица тех, кто озвучивал то время, выражают грустную ностальгию по «коробке», летним дням и тем друзьям, которых уже сто лет как разбросала жизнь. Смерть парня вызвала не просто ностальгию, а настоящую грусть - выходит что-то он сделал правильно тогда, и чему стоит научиться всем тем, без исключений, кто играет сегодня для детей.

 

Мария Полякова, обозреватель Агентства СЗК

Автор
Мария Полякова
обозреватель Агентства СЗК

Мария Полякова

Психолог, публицист
Похожие статьи