Нужны ли нам «новые Гоголи»?

Намедни нам пообещали новых Шолоховых и Симоновых. Зачем еще? Нам и этих хватило.

Сами по себе себе эти заявления "Новый (нужное вписать)" глубоко унизительны для любого современного автора. Это чистый нигилизм. И его демонстрируют оба идеологических лагеря подменивших и теперь отменяющих всякую литературу. У одних "новый Шолохов", у других "новый Набоков". А надо бы какого-нибудь Пупкина, единственного и неповторимого. Пупкина не было до того, и больше не будет. Пупкин - уникум.

И понятно уже куда после такого может пойти мысль. Само слово "новый" подразумевает, что литература состоит не из индивидуальностей (здесь и Набокову, и Шолохову напрочь отказывают в индивидуальности, они не более чем формочки для литья), а из легко вопроизводимых старых литературных шаблонов и типажей. Новое - это совсем не новое, а новое как старое. Сперва отменили прогресс и соответственно старение, а теперь индивидуальность. Ну зачем нам Гоголи, изготовленные поточным методом. Это выйдет один смех и конфуз.

О чем-то таком легко можно догадаться, глядючи на то, как эти шаблоны работают на "классиках современности". Вот смотрите на Америку. Там на каждом третьем романе вообще и каждом первом о колледже будет написано "Донна Тартт встречается...". С кем она там встречается? Да все с разными. Очень уж она ветреная...

Ну и в общем всю европейскую традицию загнали уже в шаблон. Все на все похоже. Сплошь новые и встречающиеся, да "в традиции". Это когда традиции уже никакой не осталось. И традицией называется подделка под оную, модерновый (современный) муляж литературы, который и описывается вот этим словом "новый".

И вот за этим океаном регрессивной шаблонной новизны, клонов - литературных овечек Долли однако лежит еще материк нормальности - разные там Африки, да Азии и чем дальше от курсов творческого письма и издательств в Нью-Йорке, тем лучше. Среди африканцев и азиатов нам точно не разобрать, кто "новый" и при этом "в традиции". Для нас всех они, может, конечно, субъективно, литературные индивидуальности, уникальные, неповторимые, которых можно любить, а можно нет. Кажется, там еще есть литература.

Сергей Морозов

Автор
Сергей Морозов
литературный критик

Сергей Морозов

Похожие статьи
Ещё раз про ЕГЭ
05 июля 2019

Ещё раз про ЕГЭ

Уже тысячи раз в СМИ и по центральному телевидению говорили, что ЕГЭ дает стране малограмотных людей. Ну а «Васька...