О христианстве с тревогой и печалью
- Опубликовано 29 июля 2016
- Политэк
- Автор: Иван Кустов
Важное событие прошло почти незамеченным. В начале недели министр иностранных дел Сергей Лавров объявил о подготовке второй конференции по защите христиан в мире, которая пройдет в Москве осенью текущего года. "Помимо демонстрации личным примером того, насколько важным мы считаем выстраивание отношений между различными религиями, необходимо проводить специальные мероприятия. Что уж греха таить, христиане на сегодняшний день подвергаются очень серьезным гонениям на Ближнем Востоке и, прежде всего, в Сирии и Ираке. Их количество в этих странах резко сократилось",— отметил министр.
Первая такая конференция была проведена в Женеве полтора года назад при участии Ватикана, России, Армении и Ливана, однако весомых результатов она не принесла. За прошедшее после нее время исход христиан из Сирии, Египта, Ирака приобрел лавинообразный характер, а в Афганистане, например, не осталось ни одной христианской церкви, приверженность к которой на перечисленных территориях стала смертельно опасной.
До войны десятая часть сирийцев исповедовала христианскую веру, сегодня их численность сократилась наполовину в результате преследований террористов запрещенной в России ИГИЛ, а вовсе не президента Башара Асада, который в апреле этого года на встрече с делегацией Русской православной церкви отметил, что будущее его страны и всего Ближнего Востока невозможно без присутствия христиан. Между тем, только в Армению за три года боевых действий из Сирии уехали более 13 тысяч человек.
О преследовании коптов в Египте много писали российские СМИ и очень мало европейские. Достаточно будет сказать, за последние 40 лет в результате репрессивных действий властей и экстремистов-мусульман в Египте погибло более 4 тысяч христиан-коптов.
В Ираке казни христиан приобрели ритуальный характер. Дошло до того, что глава сиро-католической церкви, архиепископ Багдада монсеньор Матока призвал свою паству не ждать смерти и бежать: "Многие устали, у них уже нет сил постоянно бояться кровавой расправы. Я не осуждаю, а наоборот, поддерживаю стремление людей покинуть эту страну, которая перестала быть им домом, в которой власти не в состоянии защитить своих граждан от фанатиков".
А ведь речь идет о регионе, являющемся колыбелью христианской веры.
В июне Патриарх Антиохийский и всего Востока Иоанн X обратился к российскому Императорскому православному палестинскому обществу (ИППО) с просьбой оказать экстренную помощь сирийским беженцам в Ливане. Посильная помощь была оказана, но это, конечно, лишь капля в невидимом миру море слез верующих – и не только на Ближнем Востоке, но и на таком цивилизованном континенте, как Европа.
Пожалуй, сегодня только в восточноевропейских странах сохранилось уважительное отношение к христианской церкви. Большая же часть Старого Света вполне осознанно решила отречься от веры, заменив ее прагматизмом земного существования с его стремлением к комфорту и максимальному удовлетворению личных потребностей.
Верующих притесняют уже за один только нательный крест, не говоря о публичной приверженности Евангелию. Они теряют работу, их подвергают остракизму и ущемляют в правах, им не дают отмечать праздники и мешают исполнять обряды и богослужения, открыто издеваясь над символами веры.
Сухие цифры отражают масштабы охватившего континент вероотступничества. В Великобритании, например, в 1983 году 70% называли себя верующими, сегодня их число сократилось до 40%. Во Франции таких людей все лишь 34%, в Швеции 23%.
Прихожан становится все меньше, церкви пустеют. И что же? В Америке, Канаде, Европе церкви приспосабливают под гостиницы, рестораны, офисные центры, театры, магазины, апартаменты, не говоря о пивоварнях и винодельнях. А то и вовсе отдают здания мусульманским общинам для переустройства их в мечети.
Что это, как не оскорбление верующих, как не надругательство над их чувствами?
Впрочем, такое отношение не ко всем, а исключительно к своим, христианам. Приверженцы ислама чувствуют себя в Европе лучше, чем дома. С их чувствами ополоумевшие старые (видимо, чересчур уже) европейцы носятся, как с писаной торбой. Что вызывает все больше претензий со стороны чрезвычайно ранимых пришельцев, которые на родине привыкли жить по законам Корана. И вот уже со стен итальянских школ убирают распятие, из меню германских столовых исключают свиные сосиски, со шпилей французских церквей сбивают кресты, с улиц датских и шведских городов уносят рождественские елки, да и само слово Рождество объявляют вне закона.
Вера всегда укрепляла личность, а в масштабах общества – увеличивала его прочность. Сегодня христианскую веру в старой Европе и США унижают и истребляют, переключая внимание людей на проблемы гомосексуалистов, права меньшинств и толерантность к любому отличию от привычных норм. Что ж, как говорят отцы церкви, свято место пусто не бывает, и значит, готовиться необходимо к всеобъемлющему пришествию ислама. Он научит заблудших европейцев и семейным ценностям, и уважению к вероисповеданию, и культуре повседневного быта.
В отличие от западного мира, Россия переживает сегодня ренессанс православного христианства. И не только православные, но и католики, и лютеране комфортно чувствуют себя в нашей стране. Поэтому голос России, призывающей весь цивилизованный мир защитить христианскую веру, обязательно будет услышан если не врагами, то друзьями церкви, людьми неравнодушными и мудрыми. И тогда маятник общественного негодования, возможно, все-таки качнется в сторону гонителей христианства по всему миру. Чтобы им не так комфортно жилось.
Кое-кто спросит: а почему бы Европе и США не разобраться самим? Ответ прост. Христианство – не религия отдельных государств. Это религия человечества. И человечество вправе ее защищать от посягательств любых режимов в любых странах, потому что режимы – явление временное, а вера – понятие вечное.
Говоря о будущей конференции, министр Лавров отметил: «Я бы был за то, чтобы по линии ИППО выступить с инициативой о разработке универсальных межгосударственных механизмов продвижения межрелигиозного диалога, воспитания граждан во всех странах в духе уважения к чужим религиям и высоких нравственных ценностей, которые являются, между прочим, общими для всех мировых религий. Святая Земля – это символ такого "сожительства" и совместной работы».
Будущая конференция станет еще одним сигналом тревоги в ряду других подобных сигналов последнего времени, контрапунктом которых стала историческая встреча Патриарха Всея Руси Кирилла и папы Римского Франциска.
Иван Кустов, Агентство ФинЭк